На этой неделе я буду рассматривать аниме-сериал, который не только знаком широкому кругу поклонников аниме, но и считается критиками и фанатами одним из самых широко известных за все время. Это Neon Genesis Evangelion, созданный в воображении (возможно, извращенном) Хидеаки Анно.

О чем аниме «Евангелион»?
Одна из лучших вещей в Evangelion — это сюжетная линия. Понимаете, Evangelion — это не просто типичное меча-аниме, как Gundam Seed или Tengen Toppa Gurrenn Lagann. Evangelion — это не просто очередное сёнэн-аниме, как Naruto, Boku no Hero Academia или Bleach. Пытаться наивно определить Evangelion как одну из них — то же самое, что называть Второй Ватиканский собор «просто еще одним католическим собором».
Evangelion — это нечто большее: с самого начала и до конца это дикое путешествие на американских горках через сознание одного молодого парня и его стремление достичь цели в жизни. Это психологическое упражнение, замаскированное под 26-серийное меха-аниме. С момента появления аниме в 1997 году этот уникальный формат успел привлечь внимание многих фанатов, озадачить их и вызвать дискуссии о смысле некоторых моментов аниме, многие из которых стоят того, чтобы о них поговорить.
Neon Genesis Evangelion — это больше, чем просто аниме о гигантских роботах. Это история взросления, драмы и внутренней борьбы. В альтернативной реальности, пережившей катастрофу, подростки вынуждены управлять био-механическими машинами — Евангелионами, чтобы защитить Землю от загадочных существ, Ангелов.
Однако главная битва разворачивается внутри каждого героя. Каждый персонаж — это отражение определённого типа психологической травмы, страха или внутреннего конфликта.
Краткий синопсис сюжета
После Второго удара — глобальной катастрофы, изменившей климат и унесшей миллионы жизней, мир держится на грани. Под защитой организации NERV человечество разрабатывает оружие — Евангелионы, предназначенные для борьбы с Ангелами.
Главный герой, Синдзи Икари, по приказу отца — главы NERV, вынужден стать пилотом Евы-01. Внутренние конфликты, страх, одиночество и поиск смысла жизни становятся центральной темой, скрытой за обёрткой научной фантастики.

Подробный сюжет
На дворе 2015 год. Человечество дошло до состояния, близкого к апокалиптическому, после того, что было названо Вторым Ударом; день, который будет жить в беспамятстве, по крайней мере, в этой временной шкале. В этот день (13 сентября 2000 года) человечество обнаружило Адама, первого Ангела, чье откровение привело к разрушению Антарктиды, широкомасштабным глобальным катаклизмам и глобальному потеплению во всем мире. Войны, болезни, голод и почти все плохое опустошали планету в течение следующих нескольких лет, и вот в каком виде предстала наша планета: разбитая, едва выживающая, и Второй Ватиканский собор не был стерт с лица земли всем этим (ох!).
Пятнадцать лет спустя мы знакомимся с главным героем сериала — Синдзи Икари, 14-летним мальчиком, которого его отец Гендо Икари, глава правительственной фракции NERV (и 15-кратный победитель конкурса «Худший отец в аниме»), призвал управлять Evangelion Unit 01 — фиолетовым, чудовищно выглядящим роботом-меха. Изначально не желая того, он соглашается сесть в этого чертова робота только для того, чтобы раненому пилоту Рей Аянами не пришлось это делать. Так начинается борьба нашего юного протагониста за защиту Земли от внеземных существ, известных как Ангелы.
По пути он встречает нескольких других персонажей: алкоголичку-капитана NERV Мисато, молчаливую и загадочную пилотессу Evangelion Unit-00 Рей, гордого пилота Evangelion Unit-02 Аску, запасного пилота Кавору, своих одноклассников Тодзи и Кенсуке (и многих других), которые сопровождают его в пути, чтобы направлять и поддерживать его в борьбе с полчищами Ангелов, угрожающих Земле.
На первый взгляд, вы, вероятно, задаетесь вопросом: «Эй, это же прямо как (вставьте сюда название другого аниме про меха). А где же психология, о которой вы говорили?». Потерпите, скоро я перейду к этой части.
Помимо подсюжета, связанного с Синдзи и его борьбой с Ангелами, вы также можете вспомнить, что я назвал «Евангелион» «психологическим упражнением». Почему так? Потому что огромная часть Neon Genesis Evangelion посвящена изучению психологии персонажей, особенно ближе к концу сериала. Вы заметите, что этот аспект будет всплывать или упоминаться много раз. Это не только делает «Евангелион» уникальным по сравнению с другими аниме про меха своего времени, но и делает историю необычной, потому что в ней все зависит от персонажей, а не от сюжета.
Вместо того чтобы время от времени придумывать уловки, заставляющие сюжет двигаться вперед (например, новый Ангел каждую неделю и т. п.), история становится не столько об этом, сколько о том, как персонаж может преодолеть эту личную борьбу, о его отношениях с другими людьми — то есть о том, как он пишет историю. Поверьте, после просмотра этого аниме вы поймете, насколько глубоко в нем укоренилась психология, и очень скоро вся эта история с защитой Ангелов окажется в стороне, как второстепенный сюжет. Однако это того стоит, потому что именно так аниме способствует развитию персонажей, фокусируясь на их жизни и делая борьбу с Ангелами второстепенной.
Просто взгляните, например, на то, как проработаны предыстории Синдзи и Аски, и вы увидите, как каждый из их поступков и личностных качеств влияет на исход сюжета. В следующем разделе я покажу, насколько хорошо она написана.
Философские и психологические аспекты аниме
Ключевые темы:
- Одиночество и страх отвержения
- Желание быть нужным
- Проблемы отцов и детей
- Саморазрушение и самоидентификация
- Экзистенциализм и теория личности Юнга
В сериале часто используется «Гедонистический парадокс» — идея о том, что человек не может быть по-настоящему счастлив, если сознательно стремится к счастью. Персонажи «Евангелиона» страдают, потому что пытаются заполнить внутреннюю пустоту внешними действиями, часто бессмысленными.
Религиозные и символические отсылки
Neon Genesis Evangelion насыщен религиозной символикой:
- Древо Сефирот (каббала)
- Копьё Лонгина
- Ангелы — существа, нападающие на человечество
- Имена героев — часто библейские или с аллюзиями на религию и философию
- Проект Инструментальности — метафора стремления к коллективному бессознательному и единству
Важно понимать: религиозная символика используется как художественный приём, а не как проповедь.

Персонажи и их архетипы
Персонаж | Архетип | Психологическая травма |
---|---|---|
Синдзи Икари | Герой в отрицании | Боязнь отвержения, нелюбовь отца |
Рей Аянами | Аниме-архетип «куклы» | Непонимание своего существования |
Асука Лэнгли | Ложная уверенность | Детская травма, комплекс матери |
Мисато Кацураги | Защитник, мать-заменитель | Посттравматический синдром |
Гэндо Икари | Богоподобный отец | Желание власти, страх перед эмоциями |
Каору Нагиса | Спаситель / любовь | Эмпатия, принятие, философская альтернатива |
Теперь перейдем к персонажам. Neon Genesis Evangelion удивителен в том смысле, что для его функционирования не нужен широкий состав персонажей. На картинке слева изображен практически весь актерский состав. Однако, несмотря на то, что актеров немного, Evangelion компенсирует это тем, что делает каждого персонажа настолько детальным, сложным и развитым, насколько это возможно.
За исключением домашнего пингвина Мисато, Пен-Пена, который, кажется, не обладает никакими другими чертами характера, кроме как быть хитрым, насколько это возможно.
Кроме Пен-Пена, остальные персонажи — это то, что я считаю главной причиной того, почему этот сериал так хорош сам по себе. Создатели «Евангелиона» не пожалели времени, чтобы убедиться, что каждый персонаж не только обладает индивидуальностью, но и что он настолько двумерен, насколько это возможно. Трудно описать, например, Синдзи как «слабака», Аску как «высокомерную», Рей как «стоическую», Мисато как «хамоватую» или Гендо как «холодного»; за этими личинами скрывается другая версия себя, о которой они не хотят, чтобы другие знали или открывались им.
- Синдзи, например, можно было бы с легкостью назвать «слабаком», но представьте, что вам 14 лет, ваш единственный живой родитель оставил вас на произвол судьбы, а сам вернулся только для того, чтобы делать грязную работу, не задумываясь о вашем благополучии. Отсюда и многое в характере Синдзи: недостаток любви, потребность в ласке и отсутствие родительского примера для подражания привели к тому, что он стал тем, кем является сейчас.
- Аску, в частности, часто ненавидят за то, что она «плаксивая», «высокомерная» или «противная». И снова сериал объясняет причину ее злобного фасада: пренебрежение со стороны матери и то, что ее сторонились все вокруг, заставили ее стать более решительной, чтобы доказать миру, насколько полезной она может быть.
- Пилот Evangelion Unit-00, Рей, также демонстрирует сильные черты характера, которые постепенно развиваются по ходу сериала. Многие считают ее «стоической» или «скучной», но все это благодаря командиру NERV Гендо Икари — единственному, кого она знала всю свою жизнь. Только когда она встречает Синдзи и остальных, она понимает, что в окружающем мире есть нечто большее, чем следование приказам и слепая преданность Гендо. В результате она становится независимой личностью, и в конечном счете именно этот рост приводит к завершению истории Evangelion.
- Переживания Гендо, связанные со смертью его жены, Юи Икари, — главная причина его пренебрежительного отношения к Синдзи; он хочет спрятаться от всего, что может напомнить ему о ней в этом мире. Вот почему он холоден и зловещ по отношению к Синдзи, а не только потому, что он «плохой». Его внутреннее желание пережить те дни, когда Юи была рядом с ним, служит главной причиной, побуждающей его возглавить NERV и возглавить Евангелион.
- Кроме того, счастливый и оптимистичный настрой Мисато — это еще один способ донести до мира, что «в моей жизни все идет хорошо, хотя на самом деле это не так». С тех пор как она потеряла отца во время Второго удара, она пыталась найти что-то, что заполнило бы эту пустоту, и ненадолго нашла это со своим любовником, Рёдзи Кадзи, чьи отношения с ней настолько сложны, насколько это вообще возможно.
Конфликты, с которыми сталкивается каждый персонаж, как уже говорилось, заставляют героев чувствовать себя почти реальными, независимо от того, отражает ли каждая из их черт что-то в нас самих или в других людях, которых мы видим вокруг. В итоге все заканчивается тем, что персонаж делает что-то с собой или с другими, что только влияет на сюжет истории в целом. Забудьте о том, чтобы каждую неделю добавлять нового Ангела или делать упор на эпизоды-заполнители, чтобы продвинуть историю дальше; только персонажи в значительной степени ответственны за то, чтобы продвигать историю так, как она известна сейчас.
Уже одна эта диспозиция сделала «Евангелион» шедевром в моих глазах. Она заставила меня захотеть узнать больше о персонажах, их предыстории, окружающем их мире. Они заставили меня сопереживать их борьбе, их успехам, их трудностям и приключениям. Поверьте, если бы не то, как хорошо были представлены эти персонажи, я бы не провел добрых полгода после октября 2017 года на вики Evangelion, пытаясь выжать из нее все, что можно было узнать о мире Evangelion.

Анимация, стилистика и монтаж
Особенности визуального стиля:
- Частое использование статичных кадров и символических цветов
- Минимализм в ключевых сценах
- Креативный монтаж, включая внутренние монологи, размытые мысли и сюрреализм
- Последние серии — абстрактная визуализация психоанализа
Фоновая музыка, особенно легендарная «A Cruel Angel’s Thesis», стала визитной карточкой аниме.
Музыкальное оформление
Мне очень нравится это начало: оно запоминающееся, мелодия хорошо качается, а текст звучит мощно и величественно. Заставляет на мгновение забыть о том беспорядочном содержании, которое последует за ним в течение следующих 20 или около того минут после того, как вы его услышите. Бонусные респекты и за финальную тему Fly Me To The Moon, в которой исполнение Evangelion только усиливает мистику этого шоу.
Кроме того, остальная музыка представляет собой идеальное сочетание счастливых мелодий, таких как тема Мисато и эта прекрасная фортепианная пьеса (Both Of You, Dance Like You Want To Win!), которая очень напоминает мне музыку вальса; драматических, таких как Decisive Battle, чья тема с барабанным боем и оркестровой сюитой звучит в начале каждой битвы Ангелов; мелодраматических песен, таких как Thanatos (If I Can’t Have You), мой личный фаворит, который я воспринимаю как песню Реквиема по Evangelion. Все в этом саундтреке просто волшебно; каждый трек не только запоминается, но и исполнен идеально и значительно усиливает настроение, которого он пытается достичь в каждой сцене. Нет такого момента, когда бы я не услышал эту песню, не вспомнил, когда она играла, и не вздохнул бы с облегчением от того, насколько она подходит.
Ах да, пока я не забыл, давайте не будем забывать об этом шедевре: Komm Susser Tod. Не обращайте внимания на текст песни, каким бы мрачным он ни был. Прекрасно передано (если вы можете на время забыть о содержании текста).
Фильмы и альтернативные версии
Существуют разные версии концовки:
- Серии 25–26 оригинального сериала — философское завершение, почти без действия.
- The End of Evangelion (1997) — альтернативный финал, добавляющий зрелищности и пояснений.
- Rebuild of Evangelion (2007–2021) — серия ремейков/ребутов, заканчивающаяся фильмом Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time.

Интересные факты о Евангелионе
- Название «Evangelion» происходит от греческого εὐαγγέλιον — «благая весть».
- Хидэаки Анно страдал от депрессии во время создания сериала — это сильно повлияло на тон и стиль финала.
- Синдзи Икари стал символом поколения «отказа от ответственности» в японской культуре.
- В Японии у «Евангелиона» есть собственный поезд, кафе и музей.
Почему аниме «Евангелион» стоит смотреть сегодня
Причины:
- Поднимает вневременные психологические темы
- Уникальный стиль и смелый нарратив
- Один из основополагающих проектов в истории аниме
- Отлично подходит для глубокого анализа и повторных просмотров

Заключение
Neon Genesis Evangelion — это аниме, которое ломает шаблоны. Оно не даёт простых ответов, а задаёт неудобные вопросы. Это зеркало общества, философии, психологии и самой анимации как формы искусства.
Neon Genesis Evangelion многие считают одним из лучших шедевров аниме последних лет, и с этим я вынужден согласиться. Сюжет великолепно рассказывает о борьбе Синдзи, Аски, Рей и остальных членов NERV за выживание против Ангелов, в то же время переплетая конфликты и личные проблемы персонажей в хорошо продуманную историю. Персонажи в равной степени интригующие и сложные, что, собственно, и делает их отличной движущей силой сюжета. Я не могу сказать об этом аниме буквально ничего плохого, за исключением, пожалуй, унылой концовки или телевизионной версии 25-26 эпизодов, и это хорошо.
Если ты ищешь аниме с глубоким смыслом, которое изменит твоё восприятие реальности и себя — «Евангелион» обязателен к просмотру.