С момента запуска, сага о Голубом гиганте не перестает нас восхищать. В настоящее время в Японии вышли четыре серии (четвертая, Blue Giant Momentum, стартовала там в июле прошлого года), музыкальная работа Шиничи Исидзуки зарекомендовала себя как беспроигрышный вариант в своей категории, благодаря как неотразимому путешествию главного героя Дая, чтобы стать лучшим джазменом в мире, его личности, которая увлекает нас за собой, словно ничто не может его остановить, все более глубокому проникновению в мир джаза, очевидной страсти автора к этой теме и множеству визуальных изобретений, позволяющих в полной мере ощутить эмоции джазовой музыки.
Поэтому, когда было объявлено, что первая серия саги будет адаптирована в анимационный фильм, было много поводов для любопытства, особенно с учетом некоторых имен в штате: студия NuT известна своими эстетически отполированными продуктами (такими как Yôjo Senki: Tanya the Evil» или «Deca-Dence»), режиссер Юдзуру Тачикава в значительной степени зарекомендовал себя после совершенно безумного аниме «Mob Psycho 100», присутствие Номера 8 в сценарии сразу обнадеживало, если знать, что он долгое время сотрудничал с Исидзукой по сюжету оригинальной манги, А оригинальные музыкальные композиции выглядели очень многообещающе под руководством Хироми Уехара, известной джазовой пианистки, которая уже около двадцати лет пользуется международным признанием (и которая сама играет фортепианные партии персонажа Савабэ в фильме). Так насколько же хорош этот художественный фильм, выходящий на экраны японских кинотеатров в феврале 2023 года?
Голубой гигант — это история Дая Миямото, мальчика, который давно восхищается джазовыми музыкантами и пробует свои силы уже три года, когда в его руки наконец попал саксофон. Возможно, он еще новичок, но в нем уже есть драйв, страсть и позитивный настрой, которые побудили его, как только он закончил школу, без оглядки покинуть родину и семью и отправиться в Токио, где он намерен сделать свои первые настоящие шаги с конкретной целью: стать лучшим джазовым музыкантом в мире, не меньше! Между непрерывными тренировками у реки и поиском мест, где можно послушать и сыграть джаз, а также встретиться с другими поклонниками джаза, он поставил перед собой цель создать собственную группу. И вот, оставив своего школьного друга Тамаду пробовать свои силы на барабанах в качестве новичка, он встречает Савабэ, вундеркинда с большими амбициями, который играет на фортепиано с 4 лет. Вместе они создают JASS, первую группу Дая и его первый серьезный шаг на пути к звездной славе.
Фильм решается на довольно безумную авантюру: уместить всю первую серию манги, то есть не менее десяти томов, в два часа (тогда как обычно мультсериал из 12-13 эпизодов по 20 минут адаптирует около 4-5 томов манги). И хотя ярые поклонники оригинальной манги наверняка обратят внимание на некоторые сокращения, на самом деле в сюжетной линии нет абсолютно ничего шокирующего, что говорит о том, что Номер 8 проделал огромную работу, чтобы как можно точнее придерживаться основной истории (в которой, напомним, он тоже сыграл не последнюю роль): сюжет и ставки ясны, темп такой же устойчивый и напряженный, как и его главный герой, каждый этап в развитии молодой группы кажется естественным, очень приятно наблюдать, как трое мальчиков укрепляют свои связи, несмотря на определенные испытания, ключевые второстепенные персонажи из оригинальной манги все на месте и очень хорошо представлены (в частности, менеджер «Take Two», привилегированный свидетель прогресса трех ее протеже). …и, самое главное, работа над нашими тремя героями не может быть более тщательной, настолько хорошо мы понимаем их биографии, даже если это означает, что некоторые вспышки их прошлого включены непосредственно в музыкальные моменты, что производит настоящее впечатление.
Одна из сильных сторон фильма, несомненно, в развитии трех мальчиков и, как следствие, в приглашении открыть для себя мир джаза для неофитов или погрузиться в него с удовольствием для знатоков, где есть что-то для каждого. Тамада трогателен в своем стремлении доказать самому себе, что он способен чего-то достичь в тот период своей жизни, когда учеба и спорт оставляют его на обочине, а Савабе запоминается не только своей технической виртуозностью и элегантностью, но и испытаниями, которые его ждут: упав с большой высоты, несмотря на большую мечту, он должен будет узнать, что техника — это еще не все, и спуститься со своего пьедестала, чтобы лучше узнать себя и двигаться дальше. Что касается Дая, как главной фигуры, через которую все проходит, то он постоянно сбивает нас с толку своей убежденностью в том, что он станет величайшим джазовым музыкантом в мире, своей манерой никогда не сдаваться и не оглядываться назад, чтобы продолжать двигаться вперед, и своими неустанными тренировками, независимо от погоды и времени суток. Дай — тот самый мальчик, для которого, казалось бы, недостижимая мечта кажется вполне достижимой, который источает страсть и эмоции и заставляет нас прочувствовать главную идею произведения, которая заключается в том, что джаз — это музыка эмоций.
Это утверждение имеет решающее значение для произведения: да, джаз — это музыка эмоций, потому что именно в ней музыканты могут наиболее свободно раскрепоститься и импровизировать, в точности следуя своим текущим эмоциям, и именно поэтому хороший джаз-бэнд редко дает один и тот же концерт дважды. Некоторые из испытаний и невзгод, через которые проходят наши герои, служат именно для того, чтобы вызвать те эмоции, которые они испытывают во время игры. Поэтому наблюдать за сценой, где Савабэ наконец-то учится отпускать свою технику, чтобы раскрепоститься на пианино и наслаждаться игрой, как никогда раньше, — настоящее удовольствие, как и за все более сильными эмоциями во время финального концерта. Концерт состоит из двух частей, каждая из которых отличается по атмосфере, и это неспроста, это ключевое событие, которое мы не будем скрывать.
Затем возникает вопрос техники: справились ли сотрудники с задачей полностью передать эмоции, описанные выше, которые были так сильны в оригинальной манге? Что ж, ответ определенно положительный. Однако есть одно существенное ограничение в визуальной передаче всего происходящего: очень регулярное использование CGI для анимации движений музыкантов во время музыкальных сцен. Проблема здесь двоякая: мало того, что эти элементы слишком сильно контрастируют с остальным фильмом, придавая ему холодный, гладкий дизайн, так еще и CG-анимация медленнее, чем остальная довольно суматошная анимация, так что в нее не очень-то веришь. Чувствуется, что в плане режиссуры и ритма сотрудники хотели попробовать что-то сделать даже в эти моменты, но результат не совсем убедителен. Остальное, с другой стороны, очень хорошо: токийские декорации (клубы, ночной город, потому что он джазовый) как раз то, что нужно, более традиционная анимация всегда хорошо сделана… и, прежде всего, музыка и концертные сцены очень хорошо сделаны.
Действительно, как мы уже говорили в самом начале этой рецензии, одно из величайших достоинств оригинальной манги — постоянное обновление в изображении музыкальных сцен, так что мы переживаем каждый концерт как уникальный момент. Здесь команда фильма не довольствуется простым использованием постановочных трюков из манги (особенно потому, что Исидзука много играет с ономатопеей и вырезанием коробок в оригинальной работе, что гораздо менее просто сделать в анимации): Отнюдь, она исследует возможности формата анимационного фильма: перевороты камеры и другие игры, в которых изображение постоянно вращается, крупные планы музыкантов, полностью отдающихся напряжению, и маленькие изобретения — от отражения в кубике льда до капель пота. .. Некоторые из этих маленьких хитростей могут повторяться, но есть реальное ощущение, что для их обновления было проведено много исследований, чтобы мы полностью погрузились в концерты, чтобы мы могли почувствовать, когда наши герои дают волю, импровизируют, солируют и отдают все свои силы. Так что мы еще больше убеждаемся в том, что джаз — это музыка эмоций и момента.
И наконец, что такое хороший музыкальный фильм без хорошего музыкального исполнения? В этом отношении, как мы и надеялись, виртуозность и энергия Хироми Уэхары творят чудеса в направлении всего этого. Мало того, что в течение фильма мы чувствуем прогресс наших героев, особенно в случае Тамады, когда он начинает играть на барабанах. И когда мы, наконец, чувствуем, как музыкальный осмос мальчиков обретает форму и подтверждается, это приводит к ярким выступлениям, в которых Уехара приложил немало усилий, чтобы придумать оригинальные композиции, которые каждый раз идеально вписываются в эмоции наших героев, вплоть до финального фейерверка, мелодия и темп которого надолго остаются в нашей голове.
В итоге «Голубой гигант» — это не только отличная адаптация, передающая суть оригинальной манги и очарование джазовой музыки, но и фильм с собственной душой, выходящей за рамки простой адаптации, благодаря стремлению команды предложить отличный саундтрек и предложить собственные визуальные идеи, не просто копируя манга (и даже если это означает, что CGI-сцены не удались, по крайней мере, она пытается). В общем, отличный фильм, который порадует поклонников оригинальной манги или джаза, который может стать отличным пропуском в этот музыкальный жанр и который заслуживает того, чтобы привлечь больше людей в кино, поскольку визуальные и музыкальные впечатления в кинотеатрах стоят того, чтобы приложить к ним усилия.
К сожалению, такие фильмы часто пропускают кинотеатры или показывают в неудобное время, так что не стесняйтесь поддержать его, если хотите попробовать! Тем временем мы уже молимся за анимационную экранизацию Blue Giant Supreme, второй серии саги, которая вполне может состояться, учитывая постгенерическую сцену