Выходящий в ноябре 2019 г. аниме-фильм Human Lost, экранизация романа Осаму Дадзая No Longer Human, был показан в воскресенье (30 июля) в кинотеатре Sato Cinema в Бразилии.
Автор сценария — Кацуюки Мотохиро (FLCL Alternative, Psycho-Pass), режиссер — Кизаки, анимация — Polygon Pictures. Над сценарием фильма работает Тоу Убуката (Fafner, Psycho-Pass 2). Юсуке Козаки (BBK/BRNK, Intrigue in the Bakumatsu — Irohanihoheto) — дизайнер персонажей, Кеничиро Томиясу (Resident Evil: Damnation) отвечает за концепт-арт.
В аниме-фильме роли персонажей озвучивали:
- Мамору Мияно в роли Ёдзо Оба,
- Кана Ханадзава в роли Ёсико Хиираги,
- Дзюн Фукуяма в роли Такеичи,
- Миюки Савасиро в роли Мадам,
- Харука Чисуга в роли Цунэко,
- Кеничиро Мацуда в роли Сибуты,
- Рикия Кояма в роли Ацуги,
- Такахиро Сакураи в роли Масао Хорики.
Описание аниме Human Lost
Год 2036-й. Революция в медицине победила смерть с помощью внутренних наномашин и «системы Шелл», но к участию в ней могут быть допущены только самые богатые.
Йозо Оба — не из самых богатых. Его мучают странные сны, и он присоединяется к банде мотоциклистов своего друга, отправляясь в злополучную поездку в «Внутренний мир», где живет элита общества. Это становится толчком к страшным открытиям, которые навсегда меняют жизнь Ёдзо.
Оригинальный роман Дадзая «Больше не человек» (Ningen Shikkaku) рассказывает о том, как молодой человек все больше отделяется от остального мира, несмотря на попытки сохранить ложное счастье. В «Потерянном человеке» мы подходим к этой теме несколько иначе, используя научную фантастику, чтобы придать истории писателя XX века более современный оттенок.
В отличие от оригинальной истории, написанной Дадзаем, в «Потерянном человеке» есть интересный подход к тому, как общество заставляет нас следовать определенным путям и как на нас оказывают давление, чтобы мы не переступали черту. Эта тема затрагивается в самом начале, когда задается вопрос, существует ли компания, которая не позволяет людям умирать от старости, болезней или несчастных случаев. Этот подход проявляется и в том случае, когда говорится об употреблении наркотика людьми, ставшими «монстрами», подразумевая, что психические проблемы также могут заставить человека выйти из этой линии.
Проблема психики — это то, что занимает наибольшее место в фильме. У главных героев Ёзо Оба и Ёсико Хиираги прошлое связано с насилием в детстве, а у злодея Масао Хорики — с его прошлым врача. Цели этих трех персонажей раскрываются в фильме через различные точки зрения на то, что такое человечество, и на то, какого будущего они хотят. Очевидно, что речь идет о двойственности положительных и отрицательных сторон человеческого существа, и это делается на протяжении всего фильма, что меня очень порадовало.
Другой темой, которая более явно затрагивается в фильме, является проблема социальных различий в обществе. Эта тема развивается в очень интересной для меня манере: социальные различия наглядно показаны в различных условиях и сценариях. Социальное различие проявляется и в экологической проблеме: в фильме упоминается, что воздух в бедной части города более загрязнен, чем в богатых районах (где воздух более пригоден для дыхания).
Я не могу глубоко проанализировать фильм как адаптацию, поскольку не читала книгу Осаму Дадзая, но, исследуя работу, смогла определить, что фильм хорошо модернизирует тему, связанную с тем, что делает человека личностью. Также можно было определить, что персонаж Ёдзо Оба имеет несколько характеристик, взятых непосредственно из истории главного героя книги, а некоторые сцены в фильме навеяны событиями из романа. Еще одной интересной особенностью фильма по сравнению с оригинальным произведением является его разделение на три «книги», что напрямую отсылает к тому, что оригинальный роман Дадзая также рассказывается в трех книгах.
Что касается анимации фильма Human Lost, то я бы сказал, что это, пожалуй, лучшая CG-продукция, созданная Polygon Pictures. В отличие от других работ студии, эта картина отличается тем, что ей удалось хорошо сбалансировать визуальный ряд, в котором смешаны изменения, технологические концепции и немного фантазии. В фильме все еще можно найти странности в CG, но в целом персонажи двигаются очень плавно. Мне понравилось, что в фильме есть сцены боев, напоминающие бои Токусацу, это очень заметно по стилю съемки фильма, который во многом отсылает к стилю современных серий/фильмов Токусацу.
В целом «Потерянный человек» удачно осовременивает сюжет книги Осаму Дадзая, поднимая не только вопросы о человечестве, но и затрагивая проблемы психического здоровья, социальных и экологических различий. Как анимация, фильм получился очень грамотным в отношении внешнего вида персонажей и окружающей среды и с очень плавной анимацией, даже в тех моментах, когда CG вызывает некоторые странности.