Студия MAPPA (Jujutsu Kaisen, Chainsaw Man, Hell’s Paradise, Dororo, Dorohedoro) выпускает очень популярные аниме, но не обходится и без критики в адрес условий работы. Японский журнал Myjitsu опубликовал статью, в которой говорится о постоянной критике анимационного персонала студии MAPPA в адрес графика анимации второго сезона Jujutsu Kaisen, которая усилилась в последние недели. В статье отмечается, что, к сожалению, эти комментарии не находят отклика в Японии, поскольку «они уже привыкли их читать».
В статье можно прочитать:
Аниме «Jujutsu Kaisen» доминировало в этом сезоне осень-2023 (октябрь-декабрь), имея обычное превосходство в плане сюжета и качества. Однако, похоже, среди поклонников за пределами Японии появились слухи о трудовой эксплуатации, связанной с анимационной студией MAPPA. В настоящее время второй сезон охватывает «Арку инцидента Сибуя», одну из самых ярких в оригинальной манге. Особенно после 33-го эпизода, где Сатору Годзо был окончательно запечатан, последующие эпизоды один за другим отличаются великолепной анимацией.
В частности, последние серии заставляют поверить в то, что это аниме-сериал, особенно учитывая его неизменное качество при гораздо более масштабном проекте. Сериал, как всегда, привлекает внимание своими красивыми сценами. Однако, с другой стороны, обстоятельства, в которых оказались аниматоры, участвующие в проекте, вызвали споры в социальных сетях.
Ицуки Цучигами, режиссер анимации и раскадровщик 40-го эпизода, хотя и не указан непосредственно в титрах, заявил в Twitter, что график работы, составленный MAPPA, «невозможно выполнить». Он также выразил свое недовольство тем, что эпизоды Jujutsu Kaisen получили широкое признание во всем мире, сославшись на название компании и заявив, что хвалить нужно сотрудников, а не компанию.
Причем претензии не ограничивались производственным графиком: «Обидно, что зарплата не особенная, фактически сумма не соответствует обязанностям должности. Мечта отстойная», — написал он.
Кроме того, Сута Сигэцугу, участвовавший в создании анимации того же эпизода, обвинил производственную группу в том, что она поддерживает порочный круг эксплуатации, когда аниматоры стремятся уложиться в невозможные сроки.
Один из экспертов отрасли отметил: «Поклонники аниме в Японии привыкли слышать о плохих условиях труда аниматоров, поэтому даже если подобные обвинения звучат в социальных сетях, они остаются незамеченными. Однако поклонники за пределами Японии с большим уважением относятся к аниматорам и также очень чувствительны к подобной информации. Поскольку «Дзюдзюцу Кайсен» — особенно известная за рубежом работа, похоже, что MAPPA Studios подвергается серьезной критике.
Поклонники за рубежом высказывают такие мнения, как «Студии, эксплуатирующие своих аниматоров, не заслуживают ничьей благодарности» и «Я надеюсь, что условия труда в аниме-индустрии улучшатся». Интерес был настолько высок, что слова «MAPPA» и «эксплуатация» часто встречаются в трендах одновременно.
Эксперт продолжает: «Проблема трудовой эксплуатации аниматоров существует с момента премьеры Jujutsu Kaisen 0, вышедшей в декабре 2021 года. Более того, и до этого было много жалоб на условия труда в MAPPA. В последние годы МАППА выпускает такие аниме-сериалы, как «Shingeki no Kyojin: The Final Season». Однако сотрудники отдела развлечений оказались последними в очереди на получение выгоды от этих успехов.