Популярность анимации, известной в Японии как аниме, — это культурный феномен, который не знает границ.
Японская анимация покорила сердца миллионов людей по всему миру, и понимание факторов, лежащих в основе ее непреходящей привлекательности, позволяет заглянуть в уникальную смесь искусства, культуры и повествования, которая ее определяет.
Всем хорошо известно, что мультфильмы предназначены для детей. Все знают, что мультфильмы предназначены для подростков. Все прекрасно знают, что взрослые образованные люди не смотрят мультфильмы и не читают комиксы. Единственные, кто этого не знает, — жители Страны восходящего солнца.

Да, эта статья о японцах и странном культурном феномене — синтезе аниме, комиксов и музыкальной поп-культуры. Сами японцы называют это аниме, мангой и идолами. Эти термины можно услышать и из других источников, но чаще всего люди, использующие их, не знают, о чем говорят. Те, кто знает, что такое манга и аниме, вряд ли станут говорить об этом с другими, поскольку мало кто воспринимает взрослых людей, увлекающихся мангой, всерьез. В лучшем случае они могут сказать: «Аниме — это японская анимация, манга — японские комиксы, айдолы — японские поп-звезды». На самом деле, при всей своей точности, этот фразеологизм мало чем помогает. Она не передает внутренней графической эстетики манги, разнообразия сюжетов аниме, привлекательности девушек-айдолов, не объясняет, почему аудитория манги — взрослые, а не дети, и почему кассовые сборы полнометражных фильмов в Японии гораздо выше, чем у голливудских блокбастеров.
Почему анимация так популярна в Японии?
Анимация популярна в Японии благодаря своему разнообразному содержанию, художественному качеству, уникальным сюжетам, культурной привлекательности и историческим корням.
Японское аниме охватывает разные жанры, обращается к людям всех возрастов и включает в себя элементы японской культуры, что делает его глобальным феноменом с преданной фанатской базой.
Исторические корни

Причина популярности аниме в Японии кроется в восходящем прошлом страны. Многие считают, что традиция живописных историй зародилась в Японии в период Эдо (1600-1868). Рождение этого явления также приписывают творчеству Осаму Тэдзуки, великого японского карикатуриста и автора манги. Один из моих знакомых связывает его с атомной бомбардировкой Хиросимы в 1945 году. Стоит отметить, что подобные экстравагантные утверждения имеют под собой историческую основу.
После того как Токугаве Иэясу удалось объединить Японию, разделенную гражданской войной, она почти на два с половиной века закрыла свои границы для иностранцев.
В 1853 году американский флот под командованием коммодора Мэтью К. Перри вошел в залив Эдо. Под угрозой оружия Япония подписала торговый договор, открыв свои границы. Столкновение с чужой культурой немедленно вызвало социальный взрыв в Японии. После кровопролитной гражданской войны сёгун отрекся от престола, и было восстановлено Великое правительство. Япония начала догонять крупные мировые державы, которые значительно опережали ее в экономическом и научном развитии. Японцы заимствовали и перенимали все — от новейших технологий до европейской одежды. В то же время, не теряя своей культуры, японцы находили место для новых вещей и идей в уже сложившемся порядке жизни.
В XX веке Япония развилась достаточно сильно, чтобы бросить вызов и победить такие могущественные государства, как Россия. Однако эта победа не принесла Японии ничего хорошего, поскольку привела к власти милитаристов. В результате Япония оказалась втянута во Вторую мировую войну. После Мидуэя, Гуадалканала и атомных бомбардировок Япония вновь оказалась в самом низу — оккупированная, бесправная, с разрушенной промышленностью. Но, как говорится в старой шутке, «ничто не может остановить молодого кактусовода». Япония вновь начала подниматься из руин.
Одной из самых острых проблем в послевоенной Японии были детские развлечения. Правительство США запретило большинство довоенных мультфильмов и комиксов, посчитав их милитаристской пропагандой. Разумеется, американские художественные и анимационные фильмы в большом количестве демонстрировались в центральных районах города и впоследствии оказали влияние на японских художников. Однако через несколько лет ситуация улучшилась, когда в газетах стали появляться первые японские карикатуры. Еще до заключения мирного договора с США в 1951 году и снятия цензурных ограничений комиксы начали стремительно развиваться. Чтобы найти спрос в разоренной войной стране, товар приходилось продавать почти за бесценок. Карикатуры публиковались на грубой газетной бумаге, художникам мало платили, но позволяли экспериментировать со стилем.
Осаму Тэдзука, впоследствии известный как «отец манги», работал именно в такой обстановке. Тэдзука Осаму был пионером в области внедрения в мангу киноподобных приемов, таких как показ действия с разных точек зрения, крупные планы и подчеркивание фаз движения. По сути, мультфильмы Тэдзуки были макетами анимационных фильмов, но при этом являлись самостоятельными произведениями искусства. Творческое наследие Тэдзуки и традиция одновременного создания манги и анимации в конечном итоге определили форму японского рисованного кино. Появилась новая практика создания сериалов, состоящих из отдельных эпизодов, при этом сюжет оставался последовательным, а зрители обращали больше внимания на историю, которую рассказывали аниматоры, чем на графические приемы, которые они использовали.Исторические корни японской анимации, или аниме, уходят в начало XX века. Одним из пионеров аниме был Дзюнъити Коучи, создавший в 1917 году «Намакура Гатана», один из самых ранних сохранившихся японских анимационных фильмов.
Однако именно культовый «Астробой» (Tetsuwan Atom) Осаму Тэдзуки в 1960-х годах стал поворотным моментом. Работа Тэдзуки объединила западную анимацию с японскими традициями повествования, заложив основу современного аниме.
Развиваясь, аниме продолжало опираться на традиционные японские формы искусства, такие как укиё-э и театр кабуки, создавая уникальное сочетание культурных влияний, которые до сих пор находят отклик в аниме.
Разнообразие контента
Одним из ключевых факторов популярности аниме является его невероятно разнообразный контент. Аниме охватывает широкий спектр жанров и тем, ориентируясь на самую разную аудиторию.
От насыщенных боевиками сёнэн-сериалов, таких как «Наруто» и «Dragon Ball», до эмоционально насыщенных сёдзё, таких как «Сейлор Мун» и «Корзина фруктов», аниме предлагает что-то для каждого. В нем представлены такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, романтика, ужасы, жизненная история и многое другое, причем зачастую в одной серии сочетается сразу несколько тем.

Сложные, многомерные и порой запутанные сюжеты требовали резкого увеличения количества комиксов и анимационного времени. В результате было снято 50 серий. Самые популярные фильмы еще больше увеличивали объем комиксов, которые также расходились огромными тиражами и экранизировались дальше. Современный японский визуальный стиль развивался в сторону упрощения, стараясь выразить как можно больше эмоций как можно меньшим количеством штрихов. Реалистичность образов была принесена в жертву выразительности.
Глубина и разнообразие сюжетов обеспечили манге и аниме постоянных поклонников вне зависимости от возраста. Ведь в кино достижение сложных спецэффектов — дело дорогостоящее, а в аниме разрушение космического крейсера или небоскреба стоит столько же, сколько кадр боя, а то и меньше: от научной фантастики, мистики и фэнтези до мелодрамы, детектива, триллера и комедии. И трудно вспомнить сюжет, который не нашел бы отражения в изображенных японских фильмах и графических романах. Более того, то, что редко можно увидеть в обычном кино, давно нашло место в аниме. Типичный пример — печальная история о боевых роботах. Фильмов с участием гигантских человекоподобных боевых машин было снято совсем немного несмотря на то, что американские писатели-фантасты давно взяли эту тему на вооружение. Даже Верхувен, адаптировавший роман Хайнлайна «Звездный десант», не смог одеть своих солдат в тяжелобронированные скафандры, изображенные в книге. В японском мультфильме Starship Troopers герои демонстрируют сотни килограммов стали и оружия, как и в оригинальной истории.
Такое разнообразие позволяет аниме увлекать зрителей всех возрастов и интересов, делая его универсальным и широко ценимым видом развлечений.

Качество и художественное мастерство
Японское аниме славится своим исключительным качеством и мастерством, что делает его уникальным и влиятельным видом искусства. Аниме часто демонстрирует тщательное внимание к деталям, сложный дизайн персонажей и визуально ошеломляющие пейзажи.
Анимационные студии, такие как Studio Ghibli, постоянно создают такие шедевры, как «Spirited Away» и «My Neighbor Totoro», известные своими захватывающими визуальными эффектами и эмоциональной глубиной.

Переехав в деревню, старшая сестра (Сацуки) и младшая (Мэй) встречают лесного духа. Тоторо, который становится их хорошим другом, не только проводит их по своей территории с неба, но и позволяет им увидеть свою мать в больнице.
Помимо технического совершенства, аниме часто экспериментирует с художественными стилями, расширяя творческие границы.
Такое стремление к искусству не только завораживает зрителей, но и возводит аниме в ранг искусства, привлекая аудиторию, которая ценит эстетические и сюжетные тонкости, отличающие его от других видов развлечений.
Уникальный сюжет
Японское аниме славится своими уникальными сюжетами, которые часто характеризуются запутанным повествованием, развитием персонажей и фантазийным построением мира.
Аниме затрагивает самые разные темы — от экзистенциальной философии в «Neon Genesis Evangelion» до хитросплетений человеческих отношений в «Clannad».

Аниме не стесняется затрагивать сложные и заставляющие задуматься темы, что делает его привлекательным для зрителей, стремящихся к интеллектуальному взаимодействию.
Кроме того, в аниме часто используются нетрадиционные техники повествования, такие как нелинейное повествование и ненадежные рассказчики, что бросает вызов традиционным нормам повествования.
Эти инновации держат зрителей в напряжении и формируют лояльную аудиторию, которая ценит способность сериала передавать глубокие и нестандартные сюжеты.
Музыка и песни в аниме
Музыкальная культура Страны восходящего солнца долгое время отличалась от аниме во время затянувшегося послевоенного кризиса. Хотя мультфильмы получили соответствующих героев и лирические мелодии, сама музыка не была принципиально новой. Ситуация резко изменилась с рождением концепции кумиров. Основой их привлекательности стала красота и обаяние, а не певческие способности.

Когда тематическая песня полнометражного научно-фантастического аниме «Макросс» попала в чарты, к музыке аниме стали относиться серьезно. Следующим шагом стало внимание к людям за кадром — актерам озвучивания. Для музыкантов стало честью писать песни для аниме, а самые популярные актеры озвучивания стали известными исполнителями. Однако чуть позже окончательно сформировался пласт популярной культуры, в котором объединились манга, аниме и музыка, а поклонников аниме и манги в Японии стали называть отаку. Спустя 30 лет после зарождения аниме-индустрии выросло поколение настоящих фанатов аниме, некоторые из которых хотели превратить свое увлечение в карьеру. Художники и аниматоры новой волны создавали именно то, что хотели видеть, и представляли именно ту фанбазу, на вкусы которой ориентировались: несмотря на инновации в области компьютерной графики, нестандартные сюжеты и художественные эксперименты, они неизменно привлекали к себе большую популярность и внимание.
Культурная и мировая значимость
Культурная и глобальная привлекательность японского аниме обусловлена его способностью соединять культуры и раскрывать универсальные темы.
Оно часто включает в себя элементы японской культуры, истории и фольклора, позволяя заглянуть в японские традиции и одновременно показывая легко узнаваемые человеческие переживания.
Одновременно в аниме поднимаются такие темы, как любовь, дружба и личностный рост, преодолевая культурные границы. Глобализация аниме с субтитрами и дубляжом на многих языках способствовала росту его международной популярности.
Во всем мире процветают фанатские сообщества, а такие мероприятия, как Comic-Con, привлекают поклонников со всех уголков земного шара. Этот сплав привычного и экзотического способствует повсеместному увлечению и признанию японской анимации.
Анимационные адаптации манги
Адаптации манги — одна из главных движущих сил популярности японского аниме. Многие любимые аниме-сериалы и фильмы возникли на основе манги (японских комиксов).
Синергия между этими двумя видами искусства позволяет создавать достоверные адаптации, которые находят отклик у существующих поклонников и привлекают новую аудиторию.
Такие культовые сериалы, как «One Piece», «Attack on Titan» и «Fullmetal Alchemist», начинались как манга, а затем стали очень успешными аниме-франшизами. Манга часто предоставляет богатый исходный материал, обеспечивая хорошо проработанных персонажей и запутанные сюжетные линии.

Действие происходит в постапокалиптическом мире, где остатки человечества живут по ту сторону стены, защищающей их от гигантских человекоподобных титанов, а главный герой Эрен Ягер и его друзья Микаса Акерманн и Армин Арлато ведут активную жизнь. Стены их родного города пробивают Колоссальные Титаны, которые разрушают город и даже съедают мать Эрена. Эрен клянется отомстить и вступает в элитный Корпус разведки, который сражается с Титанами. Сериал рассказывает о путешествии Эрена вместе с разведчиками, которые сражаются с Титанами, а также о происхождении и истории Титанов.
С момента своего дебюта в 2013 году Атака титанов получила широкое признание критиков и множество похвал. Аниме было отмечено за сюжет, анимацию, действие, персонажей, актерскую игру (как оригинальную, так и дублированную), саундтрек и мрачные темы.
Эти симбиотические отношения между аниме и мангой не только стимулируют творчество, но и способствуют формированию преданной фанбазы, создавая непрерывный цикл энтузиазма и признательности к обеим формам медиа.

Маркетинг и мерчандайзинг
Популярности аниме способствуют стратегический маркетинг и обширный мерчандайзинг. Успешные аниме-франшизы выходят за пределы экрана, принося доход за счет множества сопутствующих товаров, включая игрушки, одежду, видеоигры и предметы коллекционирования.
В этих товарах часто фигурируют любимые персонажи, что способствует глубокой эмоциональной связи с фанатами. Кроме того, рекламные кампании, совместные проекты и выпуск ограниченного тиража вызывают ажиотаж и предвкушение.
Конгрессы и мероприятия, посвященные аниме, предоставляют фанатам возможность предаться своей страсти и приобрести эксклюзивные товары.
Такая синергия между контентом и товарами не только повышает рентабельность, но и способствует формированию преданной фанбазы, которая охотно участвует в аниме-культуре.
Почему аниме намного лучше американской анимации?

Мнение о том, что японская анимация (аниме) «лучше» американской, субъективно и зависит от индивидуальных предпочтений.
Японская анимация часто отличается разнообразием сюжетов, сложным развитием персонажей и фантазийным построением мира.
Оно часто исследует сложные темы и использует нелинейное повествование, что привлекает широкий круг зрителей.
Кроме того, в анимации высоко ценится художественное мастерство и внимание к деталям.
Однако американская анимация также может похвастаться такими культовыми работами, как классика Disney и мастерство повествования Pixar.
В конечном счете, что делает одну из них «лучше» — это вопрос личного вкуса, поскольку обе традиции создали исключительный и любимый анимационный контент.
Заключение
Почему анимация так популярна в Японии? Неизменная популярность анимации в Японии объясняется ее богатой историей, разнообразным содержанием, исключительным качеством, уникальным сюжетом и культурным резонансом.
Эта динамичная среда продолжает очаровывать зрителей как в Японии, так и по всему миру, что свидетельствует о ее непреходящем влиянии на мир развлечений.
Заимствуя приемы из японской художественной традиции, западной анимации и комиксов, манга и аниме стали частью культуры Страны восходящего солнца. Живая мечта людей, которые думают о вещах с помощью букв, картинок и идей, то есть вне слов. Образ мышления, который отличается от всего остального мира. Если непосвященный человек попытается глубоко познакомиться с анимацией, он испытает культурный шок.
К сожалению, в нашей стране испытать его сложно. Сейчас на нашем телевидении показывают лишь несколько старых сериалов сомнительного качества, а в кино аниме появляется только на фестивале японского кино, который проходит каждую осень. Манга в нашей стране не издается вообще. Единственное, что вселяет надежду, — это наступление Японии на западный кинопрокат.