Выход нового культового набора LEGO «Конкорд» заставил меня задуматься о моделях самолётов в наборах LEGO, поэтому я заглянул в архивы, чтобы посмотреть, что было раньше. Как и в предыдущей статье о моделях кораблей, я не буду рассматривать наборы минифиг с самолётами (их очень много!). Вместо этого я сосредоточусь на моделях настоящих самолётов. Я также ограничусь самолетами с крыльями, оставив вертолеты для другого дня.
Итак, как далеко нам нужно вернуться в прошлое, чтобы найти первый набор самолета? Ответ может вас удивить…
Ранние годы
Еще в 1950 году в наборе, состоящем всего из 2×4 кирпичиков, было изображено изображение, смутно напоминающее самолет. И это в те времена, когда еще не было трубок и сцепления! Впрочем, моделью самолета это назвать нельзя. Затем, в 1961 (или 1962?) году LEGO выпустила набор 311 — специальный набор с самолётами. В наборе были очень примитивные формы, но это было определенное улучшение по сравнению с 1950 годом, а благодаря введению трубок под кирпичами, эти самолеты можно было смахнуть.
Затем в 1965 году был выпущен набор 320: модель первого корпоративного самолёта LEGO, Piper PA-23-250. Длина и размах крыльев пропорциональны и предполагают масштаб 1:40. Фюзеляж немного слишком узкий и высокий, но ливрея явно позаимствована у OY-FAV.
70-е годы: время классики
История продолжается в 1970 году со странным названием набора 346 «Джамбо Джет», который явно является Конкордом. Странно также, что в то время как Конкорд был совместной работой французов и англичан, этот набор был произведен компанией Samsonite и выпущен только в США.
Еще одна странность — ширина. Без пластин-перемычек был только один способ разместить хвостовое оперение в середине фюзеляжа… а это значит сделать его шириной в три шпильки, что и было сделано. Учитывая, что в те времена все было на 4, 6 или 8 шпилек, это было довольно необычно. Хотя сейчас это может выглядеть грубо, я думаю, что дизайнер проделал довольно хорошую работу, учитывая палитру деталей того времени.
Набор «Джамбо Джет/Конкорд», должно быть, хорошо продавался, потому что он положил начало целой волне наборов самолетов в 1970-х годах, начиная с Sud Aviation Super Caravelle. Впервые появившись в 1972 году в виде рекламного набора 1550 для датской авиакомпании Sterling, через год за ним последовала небрендированная версия в наборе 687. Несмотря на то, что официально он не имеет бренда, логотип на хвосте выглядит так, как будто он был вдохновлен голландской авиакомпанией Martinair (подробнее о ней позже). Оба самолета имели напечатанное хвостовое оперение и использовали одинаковые напечатанные кирпичи 2×4 с красной полосой и четырьмя окнами.
В 1974 году LEGO снова обратилась к Стерлингу за вдохновением (или Стерлинг вернулся к LEGO), и на этот раз объектом исследования стал Боинг 727. Это был более современный самолет с большими и меньшими окнами, поэтому был разработан новый принт. К сожалению, новый принт не был готов, когда они делали фотографию для инструкции, поэтому на ней изображена модель разработки с отпечатками окон от Caravelle. На изображении на коробке использован правильный отпечаток окна.
В этом наборе использовался совершенно новый элемент для хвостового оперения, на котором был напечатан логотип Sterling. Когда Боинг 727 был перевыпущен два года спустя в качестве промо-набора 1560 для Lufthansa, хвостовое оперение было выполнено в синем цвете, а логотип на этот раз был наклейкой (вероятно, потому, что печать желтого на синем в то время не работала). Хотя этот набор выглядит так же, сборка немного отличается. Ливрея Lufthansa требует, чтобы полоса с окнами находилась в нижней трети кирпичей 2×4, а не в середине, поэтому ряд пластин и ряд кирпичей поменялись местами.
У 727-го был еще один выход в качестве обычного набора, но уже в цветах JAL в наборе 698, возвращаясь к оригинальной сборке с белыми кирпичами с окнами, напечатанными посередине.
Тем временем в 1974 году LEGO также выпустила набор 657. На Brickset он называется «Самолёт», а в британском каталоге 1974 года — «Представительский самолёт». Это название может быть подсказкой к вдохновению для этого набора, который выглядит совсем иначе, чем Caravelle, несмотря на использование того же принта на окне. Эта форма имела гораздо больше смысла два года спустя в наборе 455 «Learjet».
Этот набор имеет ту же общую форму, что и 657, но двигатели перенесены вперед, а вместо напечатанных окон используются прозрачные пластины. Скорее всего, эта модель основана на собственном корпоративном самолете LEGO — белом Learjet 25.
Эти два набора оставляют нам несколько вопросов: Почему первой была выпущена универсальная версия, в отличие от Caravelle и Boeing 727, где первой была выпущена фирменная/рекламная версия? По какой причине в первой версии использовались напечатанные окна от Caravelle? Для чего белая версия была выпущена через четыре года после того, как LEGO продала свой настоящий Learjet? Почему она была выпущена только в США? Вероятно, мы никогда этого не узнаем.
Наряду с современными самолетами, в 1976 году LEGO выпустила и два исторических. Первым был 1562, еще один рекламный набор Lufthansa. Это был довольно грубый биплан, вероятно, вдохновленный собственным самолетом Ан-2 компании Lufthansa.
Вторая модель, набор 661 в Европе и набор 456 в США, была основана на знаменитом «Духе Сент-Луиса», самолете Чарльза Линдберга, который совершил первый беспосадочный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. Обе модели должны были быть серыми, чтобы соответствовать своим прототипам, но этот цвет еще не был популярен в наборах. Самолет Lufthansa был сделан синим, а «Дух Сент-Луиса» — желтым. Однако цвет был не единственной проблемой: у него также неправильный пропеллер и слишком маленькие крылья. Это значит, что модель была не совсем масштабной, но меня, семилетнего, это не волновало.
Авиационная тематика Леголенда завершилась в 1978 году еще тремя рекламными наборами. Первый — набор 1555, последняя совместная работа со Sterling. На этот раз это биплан с регистрационным номером OY-VET. Хотя самолёт выглядит симпатично, он, вероятно, не основан на реальном самолёте. Я не нашел никаких записей о том, что у Sterling когда-либо был биплан, и никогда не существовало самолета с регистрацией OY-VET.
Далее следуют два набора, выпущенные для голландской чартерной авиакомпании Martinair (основанной в 1958 году соседом моей бабушки). Оба набора имеют выдуманную регистрацию PH-MAH. Маленький пропеллерный самолет — это модель самолета Cessna 402B. Настоящий самолет имеет регистрационный номер PH-MAZ. Именно этот самолет вы видите в Википедии, только в новой ливрее, после того как он был продан голландскому Департаменту водных путей.
Самолет представляет собой McDonnell Douglas DC-9. Для этого набора был создан специальный принт окна. Он похож на предыдущие, но цветовая полоса шире. Поскольку в продаже нет хвостовой части нужной формы, оба набора имеют кирпичное хвостовое оперение. Это работает на Цессне, но в масштабе самолета это выглядит немного неуклюже.
80-е и 90-е: длительная пауза в выпуске наборов самолетов
После бурного роста в 1970-х годах производство самолетов LEGO приостановилось. Через десять лет после наборов Martinair появился рекламный набор Air Canada. Возможно, он должен был напоминать Boeing 767, но пропорции более чем карикатурны: хвостовое оперение и крылья слишком малы, а фюзеляж слишком велик. Это самолет из минифиг без минифиг. В том же году Technic выпустила свой первый набор самолетов — обычный пропеллерный самолет.
В 1990-е годы наиболее близкой к модели самолета была часть набора LEGO Model Team 5591 Mach II Red Bird Rig, но эта птица была обычным реактивным самолетом, а не моделью настоящего самолета. Было еще несколько самолетов Technic, но все они были типовыми и в основном не очень интересными.
Нулевые: новая надежда
В 1999 г. Группа LEGO начала выпускать наборы «Звездные войны», а через год после этого они выпустили два огромных набора, положив начало знаменитой серии Ultimate Collector Series. Это был явный признак того, что они увидели потенциал в продаже наборов для взрослых. В том же году они выпустили Статую Свободы (3450) и увеличенную минифигурку (3723). Затем в 2001 году из ниоткуда появился набор 3451 Sopwith Camel, истребитель времен Первой мировой войны.
Это была настоящая крупная модель реально существующего самолета. Масштаб 1:15 значительно превосходит все предыдущие наборы самолетов. Годом позже в том же масштабе был выпущен набор 10024 «Красный барон». Это еще один истребитель того же 1917 года — триплан Fokker Dr.I.
В следующей части серии LEGO вернулась к началу человеческих полетов, представив LEGO Creator 10124 Самолёт братьев Райт — самолет, на котором Орвилл Райт впервые пролетел 120 футов… или чуть больше половины длины самолета Boeing 747!
Для этого самолета длина была примерно в том же масштабе, что и для двух предыдущих, но размах крыльев был слишком мал — всего 68 пинов. Чтобы соответствовать масштабу, размах крыльев должен быть 120 пинов. Одна забавная деталь: когда этот набор был выпущен, в нем было больше звеньев цепи Technic, чем в любом другом наборе Technic (не считая Dacta и сервис-паков). Двадцать лет спустя это число было превзойдено Домом с привидениями, двумя Американскими горками и набором Razor Crest UCS — до сих пор нет набора Technic с большим количеством звеньев.
Несколько лет спустя LEGO впала в другую крайность, выпустив набор 10177, основанный на тогда ещё не выпущенном Боинг 787 Дримлайнер в масштабе 1:87 (приличная длина 82 пина и размах крыльев 86 шпилек), но это была последняя модель большого самолёта на некоторое время.
В 2007 году компания Creator начала серию наборов самолетов 3 в 1 с модели 4953 «Быстрые летуны». Эта модель, судя по всему, в значительной степени основана на F-14 Tomcat. Чтобы она не выглядела как военный истребитель, на нее нанесены цвета вымышленной шоу-эскадрильи. Тип самолёта и размер набора варьируются, но серия 3 в 2 продолжается и по сей день, последняя на данный момент часть — набор 31126 «Сверхзвуковой самолёт» от 2022 года.
10-е: продолжение выпуска новых наборов самолетов
2010-е годы начались с двух эксклюзивных наборов самолетов для открытия магазина LEGO. Один был безымянным грузовым самолётом (возможно, Boeing C-17?), а второй — более знакомым объектом, «Дух Сент-Луиса». На этот раз цвет правильный, в основном серый, но, несмотря на почти вдвое большее количество деталей, он на самом деле меньше, чем набор 1976 года. (Удивляешься, почему они не приберегли этот набор для открытия магазина West County Center. Ведь Spirit был назван в честь родного города Чарльза Линдберга — Сент-Луиса, штат Массачусетс).
Следующей моделью, к которой вернулись, стал Британский одноместный истребитель в 2012 году. Набор 10226 имеет другие цвета, чем 3451, а также работающее рулевое управление! Палка в кабине фактически двигает элероны крыла и хвостовые закрылки. В качестве бонуса также была выпущена версия с 65 деталями в полибэге.
Также в 2012 году компания LEGO создала самый эксклюзивный набор в этом списке — модель старого корпоративного самолёта «Пайпер» для эксклюзивного набора LEGO Inside Tour того года. В 2015 году экземпляр набора 4000012 был продан за 4350 долларов на eBay, а в 2020 году — за 3050 евро на Catawiki. В настоящее время на eBay продается подержанный экземпляр всего за 2500 долларов.
Для последней модели самолёта в этом десятилетии мы возвращаемся к Lufthansa. Набор 40146 — один из самых маленьких наборов в этом обзоре, и по иронии судьбы это модель Airbus A380, самого большого в мире пассажирского лайнера.
20-е годы: возвращение культовых Лего-самолетов
2020-е годы едва не начались с первой модели настоящего самолета от Technic, но набор 42113 Bell-Boeing V-22 Osprey был отменен в последний момент. Вместо этого первой моделью 2020-х стал набор 40450, посвященный Амелии Эрхарт и ее самолету Lockheed Vega 5C. Модель выполнена в масштабе около 1:50, как и первый набор Spirit of St. Louis, но благодаря тому, что она была создана 45 лет спустя, она более детализирована. В набор также входит минифигурка Амелии.
И вот наступает 2023 год, когда выходит грандиозный набор 10318 — культовый «Конкорд». При длине чуть более метра (3’5″) и содержании более 2 000 деталей, это самый большой набор моделей самолетов на сегодняшний день, и, судя по отзывам, это фантастический набор для сборки.
Как и в случае с Dreamliner, ливрея принадлежит демо-версии производителя, а не одному из двух заказчиков — Air France или British Airways. Я подозреваю, что было бы слишком дорого включать детали для обеих ливрей, и они не смогли выбрать одну из них.
Так что вот так. За почти 60 лет компания LEGO выпустила модели самых первых, самых больших и самых быстрых самолетов в мире, а также некоторых менее известных самолетов во всех размерах и масштабах, варьирующихся от 1:15 до 1:500.
Разнообразие самолетов в наборах по фильмам про Индиану Джонса
Ладно, я сказал «никаких наборов минифигурок», но для Индианы Джонса я сделаю исключение. В 2008 году, после выхода четвертого фильма об Инди «Королевство хрустального черепа», было выпущено несколько наборов, в том числе 7628 «Опасность в Перу», который содержит очень красивый самолет Douglas DC-3. Хотя он немного маловат (его масштаб составляет около 1:65, в то время как 1:40 считается масштабом минифиг), его пропорции довольно хороши для игрового набора.
Во второй волне 2009 года появился набор 7683 с парящим крылом. Он не очень похож на самолет из фильма, который сам по себе был выдуманным реквизитом. Об этом достаточно сказано. Был ещё один набор, 7198 «Атака истребителей», в котором было два самолёта. Первый — это самолет, который Инди и его отец крадут с цеппелина. Предполагается, что это Bücker Bü 131, но на самом деле в фильме использовался бельгийский Stampe et Vertongen SV.4C. Для набора минифигурок он немного длинноват, а его крылья немного коротковаты, но он вполне узнаваем.
Второй самолет — тот самый, который преследует Джонсов. Он должен был быть немецким Messerschmitt Bf 109, но из-за необходимости студия использовала в фильме швейцарский Pilatus P2. Эта модель также слишком велика для масштаба минифигурок, но, вероятно, это связано с механизмом ее трюка: нажмите на кабину и крылья отвалятся. Модель из набора основана на P2, но имеет правильный пропеллер для Messerschmitt.
С выходом пятого фильма об Индиане Джонсе в этом году появилась очередная волна наборов Инди, и один из них, набор 77012, содержит новую версию Pilatus P2. В этом наборе изображена более поздняя сцена фильма, где он преследует машину, так что в этом наборе только один самолет. Длина самолета на этот раз соответствует действительности, но размах крыльев должен был быть на шесть шпилек больше. Пропеллер снова неправильный (на этот раз четыре лопасти), выхлопные трубы преувеличены, а стрелки на крыльях не помогают, но это все равно гораздо лучшая модель, чем первая. (О, и свастика на хвостовом оперении, к счастью, отсутствует… в отличие от некоторых концепт-артов 2009 года).
На этом глубокое погружение в архивы заканчивается. Пора подниматься на воздух. Куда дальше пойдет история моделей самолетов LEGO? Станет ли это началом новой череды выпусков, как 20 лет назад? Нам остается только ждать, чтобы узнать это.