
Как давнего поклонника компании, меня часто спрашивают, какой у меня любимый аспект или франшиза группы LEGO. Большинство людей ответят, что это «Звездные войны», «Ниндзяго» или «Супергерои», но у меня есть гораздо более интересный выбор. В то время как новое поколение, кажется, не знает о его наследии, любой фанат Лего середины 2000-х годов прекрасно осведомлен о новаторском LEGO Bionicle. Я твердо уверен, что это лучший продукт компании, и вот почему.

С 1932 года компания LEGO предлагает развлечения для детей всех возрастов. От скромного начала деревянных игрушек до империи, построенной из пластиковых кирпичиков, которой они стали сегодня, Лего предлагает множество независимых тем через свои носители. Большинство из этих «тем» — простые сюжеты (космические путешествия, пираты, замки, города и т.д.), вокруг которых игрушки из кирпичиков могут объединять элементы дизайна и сюжета. Раз в несколько месяцев Лего выходит из положения, чтобы разработать тему «Большого взрыва», в которой они пытаются привлечь подростковую и взрослую аудиторию, и ни одна из этих тем не была более впечатляющей или более детальной, чем LEGO Bionicle.
Этот бренд не только свидетельствует о творческой натуре и способности компании к зрелости, но и является ярким примером того, как можно создать нестареющую историю, способную противостоять жестокому миру медиа.

Скорее всего, вы никогда не слышали о LEGO Bionicle, несмотря на ее огромную популярность в середине 2000-х. Зарождение Лего Бионикл было простым, но ухабистым. Все началось в начале 1999 года, когда компания LEGO попыталась заработать на рынке сюжетных игр, получив права на выпуск тематических наборов Лего по «Звездным войнам». Наборы хорошо продавались, но лицензионные отчисления, привязанные к ним, мешали получать прибыль. LEGO решила создать собственные оригинальные сюжетные игрушки с элементарной основой, чтобы составить конкуренцию популярным франшизам Pokemon и Power Rangers.
Первыми двумя попытками стали «Слайзеры» и «Роборайдеры», которые не получили широкого распространения, хотя и были оценены как дополнительное разнообразие к бренду LEGO. В Лего решили, что для продажи бренда нужна более трайбл- и техническая эстетика, поэтому сотрудник Кристиан Фабер начал работу над масштабным проектом под названием «Костяные головы острова Вуду». На ранних этапах работы над «Костяными головами» была проведена огромная работа, в ходе которой была создана библия сюжета, рассчитанная на двадцать лет, чтобы направлять развитие игрушек и сюжета.
Концепция и хронология Boneheads очень заинтересовали LEGO Group, которая решила провести ребрендинг проекта под более креативным названием. После нескольких прототипов названий (таких как «Afterman» и «BioKnights») они остановились на «Биологической хронике» или «BIONICLE», чтобы одновременно отразить механический стиль франшизы и ее намеки, а также ее «завершающий» сюжетный поворот.
Изначально сюжет LEGO Bionicle был разделен на две половины, каждая из которых содержала 6 тематических дуг. Первая половина BIONICLE, «Хроники», «Приключения» и «Легенды», получила полное развитие, в то время как вторая половина была прервана, завершив только первую арку (которая не имеет официального названия, но часто упоминается как «Сага о Бара Магна»).
Таким образом, в период с 2001 по 2010 год была создана масштабная история, в которую вошли 29 романов и повестей, 51 канонический комикс, 4 книги для юных читателей, 9 путеводителей, 4 фильма на DVD, 2 канонические онлайн-игры, 1 каноническая видеоигра, 23 сюжетных онлайн-сериала (6 из которых были написаны фанатами), а также около 346 игрушек.

Как и в случае с большинством современных игр, основной смысл дорогостоящей истории LEGO Bionicle заключался в продаже игрушек. Бренд Лего долгое время ассоциировался с пластиковыми кубиками, которые обычно использовались для создания зданий, транспортных средств или ландшафтов. Лего Бионикл стремился выйти на рынок экшн-фигур, создавая сборные фигурки на основе шариков и розеток. Персонажи были «биомеханическими», хотя их игрушки склонялись к механической стороне. Поршни, провода и вентиляционные отверстия были вмонтированы в части тела игрушек, а их более механические части были покрыты панцирями и броней, дизайн которых был позаимствован из традиций и культуры Тихоокеанского региона. Игрушки были созданы как ответвление от системы Technic компании LEGO, поэтому в их конструкцию были включены шестеренки, штифты и оси.
Игрушки 2001-2003 годов в основном основывались на концепции функций, основанных на передаче, таких как качание руки или вытягивание шеи при укусе; большинство из них содержали специально отлитую коробку передач, в которую была встроена функция с прикрепленными шариковыми и гнездовыми конечностями. Эти конечности позволяли ограниченное сочленение запястий, лодыжек, плеч и бедер. Ранние модели также содержали слабо прикрепленные маски, позволяющие «драться» с фигурками и сбивать маску с противника.
В 2004-2005 годах фигурки перешли к более подвижному дизайну; к ним добавились коленные, локтевые и шейные шарниры. Фигурки также приобрели более темную цветовую гамму: чистый цвет был заменен на рубиново-красный, ляпис — на ягодно-синий, а попугай — на сосново-зеленый.
После 2006 года для персонажей была создана более «стандартизированная» система сборки, известная как «сборка Иники». Этот билд сохранил все возможности для фигурок, но убрал функции снаряжения, создав общую схему постройки для персонажей, а не клонированные билды для отдельных видов.
Большинство деталей LEGO Bionicle мало появлялись в основных наборах Лего, но система шариков и сокетов обновила дизайн игрушек; животные, монстры и шарнирное оружие стали чаще встречаться в ранее блочных игрушках LEGO. В тематическом плане Лего Бионикл также убедила Лего приложить больше усилий для создания мира в своих проектах, ярким примером чего является долгоживущая франшиза «Ниндзяго».

Пожалуй, самым впечатляющим достижением Лего Бионикл является проработка персонажей. В франшизе 20 главных героев, 17 из которых полностью представлены в первый год. Несмотря на это, серия никогда не кажется перегруженной. В каждой из дуг франшизы выбирается 6 главных героев, которые сосредотачиваются на сюжете А (у двух других есть отдельные истории), а остальные персонажи появляются в эпизодических ролях или помогают развивать сюжет В. Мы видим, как эти персонажи активно растут по мере развития сюжета: Копака становится более открытым в своих чувствах после общения с Похату, Джаллер становится более осторожным после пережитой смерти, а Таху становится менее требовательным и контролирующим свою группу.
- Сюжет «А» франшизы сосредоточен на героях Тоа и их текущем стремлении защитить жителей Маторана или пробудить Мата Нуи.
- Сюжет «B» обычно фокусируется на маторанах и их чувстве благоговения и удивления перед Тоа, а также подчеркивает их усилия по отстаиванию себя и помощи Тоа; это создает дуэльный сценарий, в котором мы видим мир как глазами защитника, так и глазами защищаемого, что свойственно немногим франшизам.
- Сюжет «С», как правило, состоит из чисто дополнительных материалов и содержится в онлайновых сюжетных сериях; он мало влияет на основной сюжет и обычно сосредоточен на раскрытии вселенной и любимых фанатами персонажей, например, объяснении происхождения Нидхики или того, как Брутака создал Федерацию Страха.
Коллекция наборов LEGO Bionicle также делает сильный акцент на чувстве таинственности. С самого начала серия ставит вопросы о цели и происхождении Тоа Мата и не дает конкретных ответов до конца «Легенд». Онлайн-игра Mata Nui Online Game (или MNOG, с которой, возможно, началась франшиза) даже не рассказывает о предыстории франшизы, а просто дает визуальную аллегорию с украшенными камнями и позволяет понять смысл в процессе игры. Кроме того, в серии большое внимание уделяется предвосхищению; финал Legends содержит два масштабных сюжетных поворота, на один из которых намекалось еще в одной из первых реплик диалога MNOG. Это создает сложную и взаимосвязанную временную линию, которая, по словам создателей, «не предназначена для того, чтобы кормить вас с ложечки». Хотя это может быть непонятно детям, взрослым фанатам это дает возможность докопаться до смысла персонажей и поступков.

Темы и стили сюжетов LEGO Bionicle менялись по мере развития сюжета, становясь похожими на сюжеты таких игр, как «Гарри Поттер» или «Звездные войны». Хроники» (2001-2003) были посвящены Тоа Мата и начинались как легкомысленное приключение „собери все макгаффины“ на острове Мата Нуи. Для нее была характерна сильная племенная эстетика, яркие цвета, яркие пейзажи и анималистические злодеи. Chronicles была относительно легкомысленной, за исключением финальных сражений, в которых использовались тяжелые образы змей и инсектоидов в дымчатом и туманном окружении.
Adventures (2004-2005), как уже говорилось, была более мрачной, как тематически, так и эстетически. Приключения» — это серия флэшбэков, в которой рассказывается об истории персонажей, встреченных в „Хрониках“ (кроме Тоа Мата), и основное внимание уделяется Тоа Метру. Действие происходит в разросшемся футуристическом мегаполисе, как до, так и после апокалипсиса, с тусклыми оттенками и деспотичными правительственными санкциями. Злодеи «Приключений» были основаны на темах нацизма, коммунизма и полицейской жестокости, задавая общий тон отчаяния и страха. В Legends (2006-2008) появилась Тоа Иника, и ее часто называют «подростковой фазой» Лего Бионикл. Legends была основана на исследованиях (ирония судьбы, учитывая, что предыдущей частью была Adventures) и сосредоточена на создании ощущения масштабности.
Благодаря разнообразию персонажей, существ и мест, где они побывали, вселенная предыдущих 5 лет казалась невероятно маленькой, но в то же время в ней можно было увидеть, как действия немногих могут повлиять на многих. Злодеи были основаны на концепциях тхангов и банд, а многие из них были простыми лапами в грандиозной схеме вещей. Сага Bara Magna (2009-2010) сфокусирована на Глаториане и Агори и представляет собой настоящий постапокалиптический мир (или скорее два, но я не буду в это вдаваться). Война, недоверие и обман преобладали в этой серии, которая анализировала, как общества реагируют на трудности, связываются друг с другом и ищут надежду в будущем.

В целом франшиза сфокусировалась на темах «серой морали», силы личности и важности разнообразия. Злодеи не были злыми только потому, что они злые, у каждого из них были скрытые мотивы и желания, которые подпитывали их действия, а герои изображались как несовершенные личности, желающие идти по жизни. Сюжет часто переключался с главных героев (Тоа) на жителей деревни (Маторанов), подчеркивая, что героем может стать каждый, независимо от его размера или значимости.
На протяжении всей франшизы наиболее эксцентричные и самоопределяющиеся личности становились самыми распространенными героями, побуждая людей вырваться из шаблона и выковать свою собственную судьбу. На протяжении всех историй затрагивались различные зрелые темы, включая экзистенциализм, самоотстранение, психические заболевания, связанные с насилием, самоубийства и даже гомосексуальность.
Смерть в франшизе также была особенно жестокой, среди конкретных примеров — разрубление пополам закрывающимся порталом, случайная телепортация атомов по всей вселенной и попадание под волну в бассейн с морскими тварями-убийцами. Хотя в них нет особой жестокости (за исключением Трен Крома), им удается передать чувство страха и отвращения, которое испытывают жертвы и зрители.

В итоге LEGO Bionicle оказался освежающим изменением темпа для детской компании. Она сумела создать зрелую и захватывающую взрослых историю, не прибегая к обильному использованию взрослого языка или насилия. В отличие от многих детских историй, он решил придать своим персонажам размеренность и построил сложный мир с нуля. Смешение механической и племенной эстетики создало уникальный стиль, который я еще не видел в других частях. В этом эссе я даже не затронул фантастическую тематическую музыку, отпечаток, оставленный будущими франшизами, и разрабатываемую в настоящее время «Мятежную природу» ее создателя — Кристиана Фабера.
Лего Бионикл — это история, полностью заслуживающая похвалы, и тем, кто ее не читал, стоит взять книгу в руки. Мои личные фавориты — «Лабиринт теней», «Наследие зла» и «Онлайн-игра Мата Нуи». Я полностью рекомендую вам испытать чудо LEGO Bionicle на себе.