Шесть героев, одна судьба. Эта идея пронеслась через всю тематику BIONICLE, одной из самых успешных (и амбициозных) линеек продукции Лего. Несмотря на то, что она ушла довольно далеко от обычного набора LEGO, BIONICLE завоевала тысячи поклонников и стала ярким пятном в детстве многих людей.
Сочетая в себе захватывающую историю с десятками персонажей (и коллекционных элементов), Бионикл дала фанатам Лего множество возможностей для того, чтобы погрузиться в игру. Однако, заурядный дизайн и старые ошибки сыграли против нее — и, оглядываясь назад, в какой-то мере объясняют преждевременный конец ее перезагрузки в 2015 году.
История LEGO Bionicle
Тема BIONICLE изображала эпический конфликт во вселенной, населенной «биомеханическими» существами. Многие наборы так или иначе посвящены битве между двумя божественными существами. Мата Нуи, Великий Дух, погружен в глубокий сон своим злым братом Макутой. Чтобы пробудить Мата Нуи, группа из шести героев, известных как Тоа, прибывает на остров, где скрывается Макута. Им предстоит собрать различные маски Канохи (артефакты огромной силы) и сразиться с несколькими злобными существами, прежде чем они смогут бросить вызов самому Макуте.
Эта основная идея несколько раз обыгрывалась в теме Бионикл, которая затрагивала различные исторические эпохи и географические места. С годами появлялись новые команды Тоа, а также новые враги, с которыми им приходилось сражаться. Их строительные технологии также становились все более сложными, а декорации увеличивались в размерах по мере развития темы.
Мир и линейка наборов BIONICLE имели несколько различных источников вдохновения. На физическом уровне Бионикл появился в 2001 году как ответвление от темы Technic. Эта тема, в свою очередь, до этого исследовала идеи, схожие с BIONICLE.
Серии наборов LEGO Slizer и LEGO Robo Riders (выпущенные в 1999 и 2000 годах соответственно) можно рассматривать как прототипы для самого Бионикл. В каждой из них были роботизированные персонажи, простые механические функции и элементарная тематика. Все эти идеи BIONICLE будет развивать с большим успехом.
В них также присутствовали коллекционные элементы. В Slizer можно было отдельно купить метательные диски, а в Robo Riders — детализированные элементы колес. По крайней мере, на ранних этапах своего существования Бионикл использовала аналогичный подход с коллекционными масками.
Мир и история BIONICLE были вдохновлены более нестандартными идеями. По мере развития темы выяснилось, что события Бионикл разворачиваются не на обычной планете, а внутри гигантского робота. На эту идею дизайнера Кристиана Фабера вдохновил прототип персонажа Бионикл: получив его в руки, Фабер представил его как часть нанотехнологий в более крупной структуре, а не как обычную фигурку из боевика. Эта концепция стала основой для более широкой темы BIONICLE, если не в самих наборах, то в сопутствующей истории.
В начале своего существования тема также черпала вдохновение в полинезийской культуре, используя при этом несколько слов из языка маори. Это решение привело к судебному иску со стороны трех племен маори, и Лего ответила переименованием одной группы персонажей Бионикл и отказом от прямого использования таких слов в дальнейшем.
В первую линейку наборов Бионикл входили Тоа — герои темы — и Турага, собрание старейшин деревни. В знак уважения к своим предкам из Technic, каждый из них имел базовые механические функции; в случае с Тоа это означало, что нужно было крутить шестеренку на спине, чтобы качать руками или ногами. Они также отличались цветовым кодированием и элементарной тематикой, задавая основу для большинства будущих наборов Бионикл.
К Тоа и Тураге быстро присоединились различные чудовищные существа, такие как Рахи, Борок и Рахши. Матораны — невинные жители острова — тоже получили фигурки, причем ранние версии воспроизводили функцию метания дисков Слайзеров. Они часто соответствовали тем же основным принципам дизайна, что и Тоа, хотя их форм-факторы, естественно, варьировались.
Они также помогли заложить некоторые из худших побуждений темы. Самыми вопиющими из них были шаблонные дизайны продуктов и незначительные изменения существующих персонажей (обычно путем простого перекрашивания). От этой привычки тема так и не смогла избавиться, даже когда в 2015 году ее перезагрузили.
Этот микс из героев, монстров, жителей деревень и более крупных существ повторялся в разных циклах на протяжении почти десяти лет. С течением времени тема Бионикл исследовала новые среды, забытые города, подводные тюрьмы и даже инопланетные миры. Все это вдохновляло на создание новых моделей персонажей и игровых функций. Технологии создания наборов также были усовершенствованы: персонажи получили больше артикуляции и отошли от механических функций своих предшественников.
От бренда Technic быстро отказались, хотя многие элементы Technic по-прежнему использовались в дизайне продукции. Это стало отражением усовершенствования Бионикл концепции «констракшн» — термина, обозначавшего более масштабные сборные фигурки. Базовая идея тяготела к лицензионным темам, таким как Ben 10 и даже (на некоторое время) Star Wars.
В 2010 году тема Бионикл была снята с производства, но ее преемник ждал своего часа. Hero Factory подражала форм-фактору BIONICLE (и даже повторно использовала многие элементы из него при запуске). Неясно, что послужило причиной такого перехода, хотя запутанный сюжет BIONICLE мог иметь к этому какое-то отношение. История Бионикл разворачивалась на протяжении столетий и включала в себя сложную паутину персонажей и событий. Возможно, чистая зачистка была бы привлекательной, позволив Лего исследовать похожие идеи, не имея нарративного багажа.
В 2015 году на прилавки магазинов вернулись наборы Бионикл с перезагруженной основой. Однако некоторые персонажи (например, оригинальный Тоа) вернулись. Несмотря на общие черты с оригинальной темой, она также повторила некоторые из худших импульсов BIONICLE — быстрые и бессмысленные изменения главных героев были наиболее очевидными. Этим можно объяснить короткий срок жизни перезагрузки: к 2016 году тема снова была снята с производства, а концепция сборных фигурок исчезла еще два года спустя.
Будущее Бионикл неопределенно. Его элементы, изготовленные на заказ, решительно противоречат нынешней философии дизайна Лего, которая предпочитает использовать детали с большей степенью творческой гибкости. Кроме того, по сегодняшним меркам она может оказаться излишней, поскольку современная тема NINJAGO выполняет многие из тех же функций, что и Бионикл. Обе темы рассказывают о приключениях команды из шести героев в экзотических местах, в рамках которых появляются новое оружие, транспортные средства и персонажи.
Тем не менее, у BIONICLE по-прежнему есть свои поклонники. Наборы Лего на тему Бионикл периодически появляются на платформе LEGO Ideas, что явно отражает интересы фанатов. Тема BIONICLE также очень хорошо проявила себя в голосовании фанатов, которое было использовано для определения специального набора Лего, посвященного 90-летию. Даже если Бионикл никогда не вернется в линейку LEGO, воспоминания о нем останутся надолго.
Наборы LEGO Bionicle
Конструкторы из серии Бионикл имели огромный успех для Лего и помогли компании пережить период финансовой нестабильности. Это было довольно иронично, так как во многих отношениях BIONICLE не имеет ничего общего с традиционными наборами LEGO. Хотя в нем использовалось несколько элементов Technic (и была ограниченная совместимость с кирпичиками Лего), многие элементы Бионикл были созданы с нуля. Для создания конечностей, голов и оружия были выпущены новые детали, хотя некоторые из них нашли применение в обычных наборах Лего.
Наборы Бионикл разных лет можно разделить на четыре категории. Тоа были главными героями среднего размера; они обычно выпускались группами по шесть человек, каждый из которых представлял определенную элементальную силу. Каждый Тоа обладал уникальным оружием и канохи — съемной маской, которая, согласно легенде, наделяла его дополнительными способностями.
Тоа обычно сопровождала соответствующая команда из шести злодеев; некоторые из них, например Вахки и Пирака, были примерно гуманоидами. Другие, такие как Борок и Висорак, черпали вдохновение в других существах, например, в насекомых. В любом случае они были примерно одного масштаба с Тоа и имели ту же цветовую кодировку.
Матораны были скромными деревенскими жителями в Бионикл и были меньше и проще, чем Тоа. Тем не менее, они часто имели несколько общих черт со своими современниками Тоа — схожие цветовые схемы, съемные маски и некоторое оружие. Завершали ассортимент воины; этим термином обозначались более крупные, сложные наборы, содержащие значимых персонажей.
Ранние наборы Бионикл (например, LEGO Bionicle 8534 Таху Мата и LEGO Bionicle 8549 Таракава) довольно грубы по сегодняшним меркам. Они страдают от ограниченной артикуляции, коробчатых тел и лысых компонентов Technic, а отдельные части тела (например, руки) плохо прорисованы, если прорисованы вообще. Некоторые враги, такие как Рахши, также страдают от слабых конечностей, что затрудняет позирование.
Тем не менее, не все так плохо. У Борока (как и у LEGO Bionicle 8565 Корак) дела с артикуляцией обстоят лучше, и в нем есть одна интересная функция. Нажав на кнопку на спине, голова борока могла нанести удар вперед, чтобы атаковать врагов. Они также могли складываться в грубую сферу для игры или хранения.
Ранние Тоа и Борок помогли найти интересное применение упаковке Лего. Вместо картонных коробок небольшие наборы Бионикл часто поставлялись в пластиковых канистрах. В них можно было хранить модели, но у них были и другие возможности. С помощью изготовленной на заказ детали Борок можно было подвесить внутри канистры, что подчеркивало их инопланетную природу. В более поздних упаковках в пластиковых деталях были сделаны отверстия для булавок, что позволило использовать их в сборках Лего.
Вскоре последовали и другие усовершенствования дизайна. В Тоа Метру (выпущенном в 2004 году) лучше сбалансированы артикуляция и механические детали. Как и Тоа Нува (небольшая модификация оригиналов, выпущенная двумя годами ранее), эти Тоа могли использовать свое оружие инновационными способами. Например, LEGO Bionicle 8606 Тоа Нуджу мог превращать свои Кристальные Шипы в снегоступы, а LEGO Bionicle 8605 Тоа Матау — в крылья.
Позднее Тоа еще больше отошли от внутренних зубчатых механизмов, сосредоточившись на большей подвижности с помощью шаровых и шарнирных соединений. Несмотря на эти инновации, Тоа (как и большинство наборов Бионикл) в целом страдали от шаблонного дизайна. Тоа в каждой волне были очень похожи друг на друга по структуре, что делало многократные покупки довольно скучными.
Ситуация изменилась в 2007 году, когда появились линейки Тоа Махри и Барраки. Наборы Бионикл этого года были выполнены в подводной среде, что мутировало населяющих ее существ. Это привело к большему разнообразию дизайна персонажей — Барраки были вдохновлены различными морскими существами, а Тоа отличались уникальными формами тела. В последующих линейках был использован аналогичный подход к дизайну персонажей, хотя к этому моменту уже начинала сказываться усталость.
Warriors предложили захватывающее сочетание более масштабных персонажей и Тоа с более ярким снаряжением. LEGO Bionicle 8596 Таканува (выпущен в 2003 году) сочетала в себе знакомый дизайн Тоа с золотой броней и детализированным транспортным средством под названием Ussanui; это транспортное средство повторно использовало компоненты таких врагов, как Bohrok и Rahkshi, представляя победу Тоа над ними. Кроме того, в него были встроены шасси, которые можно было убирать в полете.
Эту идею Лего будет неоднократно использовать в будущем. Набор LEGO Bionicle 8811 Тоа Ликан и Киканало (выпущен в 2004 году) объединил золотистого Тоа и ездового зверя. В 2007 году LEGO Bionicle 8939 Лесовикк объединил древнего подводного Тоа с «морскими санями»; как и у «Уссануи», шасси этого транспортного средства можно было откидывать по мере необходимости. Годом позже появился LEGO Bionicle 8697 Тоа Игника, который обладал Маской Жизни — ключевым макгаффином в сюжетной линии Бионикл — и ховербордом, что значительно повышало их крутизну.
Более крупные персонажи, как правило, меньше зависели от специализированных элементов, в основном используя готовые кирпичи в своей конструкции. Ранним примером этого стал набор 2003 года LEGO Bionicle 8593 Макута. Главный злодей вселенной Бионикл отличался зловещей металлической броней, сложным телосложением и эксклюзивной маской. Однако он также страдал от ограниченной артикуляции той эпохи, поэтому этот набор предназначен только для ярых фанатов.
Более поздние выпуски воинов были намного лучше. LEGO Bionicle 8761 Рудака (выпущен в 2005 году) отличалась более реалистичной формой тела и обширной артикуляцией, хотя у нее и не было рук. У этого женского персонажа было несколько женских черт, включая туфли на каблуках, намек на хвостик и даже грудь. В теме, где большинство персонажей были мужскими (или неоднозначно гендерными), Рудака выделялась из толпы еще долгое время после ее выпуска.
Еще одним интересным релизом стал LEGO Bionicle 8935 Ноктюрн, выпущенный в 2007 году. Этот подводный полководец отличался более органичной конструкцией, с лаймово-зелеными конечностями и гибкими позвоночниками. Части его тела также светились в темноте, имитируя биолюминесценцию некоторых морских обитателей.
Примерно в это время Лего начала выпускать обычные наборы LEGO с брендом Бионикл. Они воссоздавали ключевые сцены из сюжетной линии Бионикл, сочетая знакомые кирпичики Лего с элементами, созданными на заказ. Ранним примером этой идеи стал набор LEGO Bionicle 8759 Битва за Метру Нуи. К этому участку стены прилагались катапульты, выдвижной мост и несколько маленьких существ-визораков.
В этом наборе появились звероподобные версии Тоа (известные как Тоа Хордика), хотя, в отличие от минифигурок, они были лишены артикуляции. Более поздние наборы этого типа переместились в другое место; персонажи этих наборов получили более детализированные фигурки, а также подвижные руки и головы.
В классической манере LEGO некоторые персонажи Бионикл могли быть разделены на части и объединены в более крупные существа. С точки зрения дизайна они были неоднозначными, но исключения всё же были. LEGO Bionicle 10204 Везон и Кардас объединили три набора воинов, чтобы построить могучего дракона со складывающимися крыльями и качающимся хвостом. Несмотря на запутанную цветовую схему и некоторые трудности с позированием, этот набор был (и остается) великолепным представителем темы Бионикл.
Ближе к концу жизни темы Бионикл представила ездовые транспортные средства для своих персонажей. Эта идея уже рассматривалась ранее, но эти новые транспортные средства были значительно больше и более детализированы. Среди них выделяется набор LEGO Bionicle 8943 Аксалара Т9, оснащенный выдвижными пушками и окрашенный в горячий красно-рыжий цвет. Еще одним примечательным набором стал LEGO Bionicle 8991 Тума, который мог трансформироваться из четвероногого меча в гусеничную машину.
Перезагрузка была относительно менее амбициозной, чем предшествовавшая ей более широкая тема, и ограничивалась Тоа, Маторанами (теперь они называются Агори) и случайными диковинками. Тем не менее, в некоторых отношениях эта тема ушла с треском. LEGO Bionicle 71316 Умарак-разрушитель представлял собой чудовищного монстра с зубчатыми механизмами в когтистых руках. Он также поставлялся с заманчивой смесью прозрачных, неоново-зеленых элементов и двойной формованной версией Маски контроля.
Набор LEGO Bionicle 71312 Экиму, Создатель Масок — аналог Великого Духа Мата Нуи — выполнен в красивой золотой и транс-голубой цветовой гамме. Она распространялась и на Маску Творения, которую он носил — особенно сложный элемент, который станет прекрасным завершением любой коллекции Бионикл.
Игра LEGO Bionicle Heroes
Тема Бионикл вдохновляла несколько видеоигр на протяжении многих лет. Как правило, они посвящались той эпохе истории BIONICLE, которая была в моде в то время, и отличались простым приключенческим геймплеем. Более поздним примером стала игра BIONICLE Heroes, вышедшая в 2005 году для нескольких игровых платформ. Отсутствие «Лего» в названии говорит о том, что к этому моменту Бионикл уже была самостоятельным именем.
В отличие от других игр Бионикл, BIONICLE Heroes не была слишком озабочена каноном или даже тоном. Действие игры происходит на острове Воя Нуи, захваченном охотниками за головами по имени Пирака. Как новый герой, прибывший на остров, вы должны победить Пираку и вернуть легендарную Маску Света. По пути вам придется сражаться с врагами из всей истории BIONICLE, включая Визорака, Рахши и самих Пирака.
Геймплей имеет много общих черт с играми LEGO Star Wars (Traveller’s Tales работала над обеими). Игроки путешествовали по островным локациям, разбивая предметы Лего и отбиваясь от враждебных местных обитателей. Время от времени игроки могли использовать способность, подобную Силе, для сборки моделейЛего, а также собирать элементы LEGO, чтобы заполнить счетчик. Это, в свою очередь, запускало «Режим героя», делая игроков неуязвимыми для любого урона.
Несмотря на то, что игра добавила в Бионикл юмористические элементы (обычно отсутствующие в этой теме), отзывы о ней были неоднозначными. Критики отмечали низкую сложность и скучный, повторяющийся геймплей — задания, которые вы выполняли в начале игры, мало чем отличались от тех, что были в конце. Кроме того, в отличие от современных игр Лего, в игре не было ни мультиплеера, ни возможностей создания персонажей.
Сложный сюжет Бионикл и разнообразный состав персонажей делали видеоигру по Бионикл заманчивой перспективой. Однако, несмотря на многочисленные попытки, Лего так и не смогла реализовать эту возможность.
Небольшое возвращение LEGO Bionicle в 2023 году
Хотя Лего предпочла сосредоточиться на замках и космосе для празднования 90-летнего юбилея в 2022 году, мы получили один или два кивка на Бионикл в таких наборах, как LEGO Classic 11021 90 лет игры. По слухам, эта тема вернётся в ещё большем объёме в 2023 году: подарочный набор с потенциальным названием LEGO Bionicle 40581 Таху и Такуа.