Фильм «Громовержцы*» (оригинальное название — Thunderbolts) стал ярким завершением Пятой фазы киновселенной Marvel (MCU), предложив зрителям нестандартный подход к жанру супергеройского кино. Режиссёр Джейк Шрейер представил историю о команде антигероев, вынужденных объединиться ради общего дела, что привнесло в MCU новые эмоциональные и сюжетные оттенки.
Последняя часть супергеройской франшизы — «задиристая, неряшливая, приземленная забава» с «харизматичной» Флоренс Пью в центре, пишет Николас Барбер.
С тех пор как «Мстители: Финал», вышедшего в 2019 году, этот подзаголовок стал казаться гораздо более уместным, чем хотелось бы студии. Не то чтобы у Marvel не было хитов в 2020-х годах, но она больше не выпускает непрерывную цепочку обсуждаемых блокбастеров и не держит зрителей на волне истории, которая проходит через все эти фильмы. Эта игра подошла к концу.
Фильмы Marvel, которые лучше всего удались после «Мстители: Финал», — это те, которые наиболее далеко отошли от шаблона, заданного так называемой «Сагой бесконечности» — первыми 22 частями франшизы, в центре которых была борьба с суперзлодеем Таносом. В прошлогоднем фильме «Дэдпул и Росомаха» с рейтингом R почти не использовались персонажи из основной Кинематографической вселенной Marvel (MCU); постмодернистский «Человек-паук: Нет пути домой» отдал дань уважения фильмам о Человеке-пауке, снятым не Marvel Studios; и последний фильм Marvel, «Громовержцы*», тоже имеет свою собственную индивидуальность.
Но это не значит, что он не является частью MCU. На самом деле, один из его умных штрихов заключается в том, что он специально обращается к тому, как мрачно чувствуют себя люди в мире, где больше нет Железного человека, Тора и Капитана Америки. Но режиссер Джейк Шрайер и сценаристы Эрик Пирсон и Джоанна Кало придумали нестандартный подход к супергеройскому жанру, что делает его самым свежим предложением MCU за последние годы.

Дата выхода и основные факты
Параметр | Значение |
---|---|
Оригинальное название | Thunderbolts* |
Русское название | Громовержцы* |
Режиссёр | Джейк Шрейер (Jake Schreier) |
Сценаристы | Эрик Пирсон (Eric Pearson), Джоанна Кало (Joanna Calo) |
Продюсер | Кевин Файги (Kevin Feige) |
Премьера | 2 мая 2025 года (США), 22 апреля 2025 года (Европа) |
Продолжительность | 126 минут |
Бюджет | $180 млн |
Сборы | $181,6 млн (на 12 мая 2025 года) |
Оценка критиков | 88% на Rotten Tomatoes |
Фаза MCU | Пятая (финальный фильм фазы) |
О чем фильм
Во-первых, здесь много экспозиции, и на протяжении немалого времени фильм принадлежит Валентине Аллегре де Фонтейн (Джулия Луис-Дрейфус), а Баки Барнс (Себастьян Стэн) в своей новой роли политика болтается на периферии ее заговоров. Больше всего в этой части фильма мне было интересно, в какой момент было решено сделать Зимнего солдата конгрессменом, и не потому ли, что один из титулованных Громовержцев* должен быть рядом со всеми ранними ботинками.
Как только дело начинает двигаться, выясняется, что одна из тех вещей, которые мне больше всего понравились в «Громовержцах*», на самом деле является одной из тех, которые мне больше всего понравились в «Войне бесконечности» и «Мстителях: Финал»: Сочетание персонажей, которые никогда не встречались, но создают интересную динамику. Представьте себе целый фильм, построенный на таких моментах, как Военная Машина и Небула, сближающиеся из-за того, что их обоих собрали вместе с помощью механических придатков. Моменты, когда Красный Страж (Дэвид Харбор) и Баки беззаботно болтают о сыворотке для суперсолдат, очень очаровательны. Елена (Флоренс Пью) и Призрак (Ханна Джон-Камен) набрасываются на агента Уокера (Уайатт Рассел), чтобы посмеяться над его «шляпой» — то есть над его побитым, укравшим доблесть шлемом Капитана Америки, — и это не только очень весело, но и используется в нужный момент фильма для достижения нужного эффекта. Фильм MCU действительно получает шанс выделиться, если он может подкрепить свои более рабочие составляющие таким милым материалом — и те части «Громовержцев», которые работают, именно это и делают.
Но именно сложившиеся отношения в «Громовержцах*» сияют ярче всего. Флоренс Пью и Дэвид Харбор были великолепны в роли Елены Беловой и Красного Стража в «Черной вдове» 2021 года, и здесь они не менее забавны. Динамика отношений между отцом и дочерью варьируется от «реальной эмоциональной потребности» до «смущения меня перед друзьями» — они так явно и так мило зависят друг от друга, что их трудно не полюбить. И это не помеха тому, что Харбор грызет каждый кусочек декорации, за который может зацепиться своими металлическими зубами.
При всех этих качественных взаимодействиях между двумя-тремя Громобоями, команда так и не становится единым целым. Режиссер Джейк Шрайер и сценаристы Эрик Пирсон и Джоанна Кало стремятся к безостановочной, острой перестрелке в духе «Стражей Галактики», но их главные герои не живут в этой энергии так долго, как должны — или, что еще важнее, так долго, как им нужно. Потому что пока Елена и ее приятели мудрят, мрачная половина «Громовержцев*» скрывается прямо из виду и готова эффектно вас обломать.

Особенности фильма
Главное, что «Громовержцы*» не пытается быть таким же глянцевым и масштабным, как фильмы Саги Бесконечности, а представляет собой задиристое, неряшливое, приземленное развлечение. Это не эпическая история о несокрушимых титанах, спасающих Вселенную, не говоря уже о мультиверсе; это комедийная история о нерадивых секретных агентах, которых компания, в которой они работали, сочла помехой. Это не новый сценарий: после «Идентификации Борна» вышло бесчисленное множество боевиков, в которых отрекшиеся шпионы уклонялись от своих бывших кураторов. Но фильм «Громовержцы*» выделяется тем, что в нем есть целая группа таких шпионов: разношерстная компания депрессивных, неблагополучных одиночек, которые вынуждены работать вместе и не перестают ворчать по этому поводу.
Что особенно необычно в фильме с точки зрения Marvel, так это то, что его предпосылка была бы жизнеспособной, даже если бы герои не были суперсильными. И действительно, они не такие уж и суперсильные по сравнению с вышеупомянутыми Капитаном Америкой и Тором. Отчасти их привлекает то, что они могут быть убиты пулями и заперты в комнатах с запертыми дверями, что делает их гораздо более простыми в общении, чем норвежские боги.
В этом есть урок, который следовало бы усвоить создателям таких разочарований, как фильмы Вечные и Марвелы. Важны не силы персонажей, а их личности.

Персонажи
- Елена (Флоренс Пью), русская киллерша, приемная сестра Черной вдовы Скарлетт Йоханссон, которая теперь глубоко несчастна из-за бездумного насилия в своей жизни;
- Её приемный отец, Красный Хранитель (Дэвид Харбор), захудалый неряха, ностальгирующий по дням, когда он был национальным героем;
- Вооруженный бионикой Зимний Солдат (Себастьян Стэн), который был помощником Капитана Америки во время Второй мировой войны, но все еще чувствует себя неуютно в XXI веке;
- Джон Уокер (Уайатт Рассел), озлобленный суперсолдат, который должен был стать новым Капитаном Америкой, но не справился с задачей;
- Растерянный, конфликтный Боб (Льюис Пуллман), еще одна неудачная попытка создать замену Капитану Америке;
- Призрак (Ханна Джон-Камен), который является неудачным научным экспериментом — но который, в отличие от других персонажей, не очень хорошо определен за пределами этого.
Все они так или иначе связаны с одной из самых запоминающихся скользких злодеек Marvel, Валентиной Аллегра де Фонтейн (Джулия Луис-Дрейфус), бизнес-леди с хрупкой, снисходительной уверенностью, которую можно ожидать от неизменно превосходной звезды «Сайнфелда» и «Випа».
Мрачная и печальная тематика
Боб Льюиса Пулман и его путь к превращению в Часового — это история о психическом здоровье и крайнем одиночестве. Бывают дни, когда Боб чувствует себя непобедимым часовым, и дни, когда он не может не позволить Пустоте взять верх и посеять хаос. Он как нельзя лучше подходит для такой героини, как Елена, которая постоянно сомневается в том, что она сделала, и в том, как она должна к себе относиться. Когда Боб заставляет членов «Громовержцев*» столкнуться с самыми темными временами в их жизни, фильм делает самые сильные заявления о том, насколько сломлены эти люди на самом деле.
И это, опять же, тот случай, когда «Громовержцы*» действительно на высоте. Именно здесь в полной мере проявляется мастерство режиссерской команды: У Шрайера в резюме куча мрачновато-смешных работ — некоторые из них даже мрачнее, чем смешные, — но мой любимый член закулисной команды — кинематографист Эндрю Дроз Палермо. Он снимал «Зеленого рыцаря» и «Историю призраков» — два фильма с очень специфическим визуальным рядом, говорящим о слабостях и страхах персонажей. Только посмотрите, как он снимает драку в коридоре «один против многих» в начале фильма:
Это один из самых основных элементов хореографии боев супергероев, но на этот раз мы видим его сверху, с суровыми черно-белыми тенями, растянутыми по всему кадру. Даже если учесть, что фильмы Marvel могут лишь видоизменять стиль действий и никогда не изобретать его полностью, это великолепные образы, и они говорят о той изоляции, с которой Елена сталкивается на протяжении всего фильма.
Это все для того, чтобы сказать, что «Громовержцы*» превосходит все свои мрачные, расстраивающие сюжеты и темы. Потому что эти минимумы работают так хорошо, что максимумы, которые не имеют той энергии, на которую они нацелены, кажутся гораздо менее высокими по сравнению с ними. И для меня это стало причиной того, что фильм в целом кажется каким-то обломом. Временами это было убедительно и трогательно, но к финалу я уже не чувствовал себя готовым к глупым препирательствам.
Елена всегда была немного анти-Marvel, начиная с того, как она высмеивала свою сестру за «позерство». Поэтому вполне уместно, что в какой-то момент в «Громовержцах*» она спрашивает: «В чем смысл?». Это фильм, в котором негромко задаются вопросом: «Не слишком ли велик MCU для целых двух часов, посвященных сборищу побочных персонажей вроде Громобоев?». И ответ: «Вообще-то, да». Они одни. Они — побочные персонажи, которым приходится заступаться друг за друга. И они не Мстители.

Актёрский состав и персонажи
Фильм «Громовержцы*» собрал впечатляющий ансамбль актёров, многие из которых уже знакомы зрителям по предыдущим проектам MCU:
- Флоренс Пью — Елена Белова (Yelena Belova): бывшая Чёрная вдова, переживающая потерю сестры и ищущая новое предназначение.
- Себастьян Стэн — Баки Барнс / Зимний солдат (Bucky Barnes / Winter Soldier): ветеран MCU, теперь ставший лидером команды и членом Конгресса США.
- Уайатт Рассел — Джон Уокер / Агент США (John Walker / U.S. Agent): бывший Капитан Америка, борющийся с внутренними демонами.
- Дэвид Харбор — Красный Страж (Red Guardian): советский суперсолдат и приёмный отец Елены.
- Ханна Джон-Кеймен — Призрак (Ghost): способная проходить сквозь материю, теперь контролирует свои способности.
- Ольга Куриленко — Антония Дрейков / Таскмастер (Antonia Dreykov / Taskmaster): мастер боевых искусств с фотогенетической памятью.
- Льюис Пуллман — Боб Рейнольдс / Сентри (Bob Reynolds / Sentry): новый персонаж, обладающий невероятной силой и внутренним конфликтом.
- Джулия Луис-Дрейфус — Валентина Аллегра де Фонтейн (Valentina Allegra de Fontaine): директор ЦРУ и инициатор создания команды.
Сюжет и тематика
«Громовержцы*» рассказывает о группе антигероев, которых Валентина Аллегра де Фонтейн собирает для выполнения опасной миссии. Однако команда оказывается в ловушке, и участникам приходится преодолевать личные травмы и недоверие, чтобы выжить и выполнить задание.
Фильм исследует темы:
- Искупление: персонажи стремятся исправить свои прошлые ошибки.
- Командная динамика: взаимоотношения между участниками команды, их конфликты и объединение.
- Психологические травмы: внутренние переживания героев, их борьба с прошлым.
Особое внимание уделено персонажу Сентри, чья борьба с альтер-эго Войдом символизирует внутренние конфликты и депрессию.
Уникальность сюжета
В «Громовержцах*» все так аккуратно закручено, что вы сможете уловить суть и насладиться поездкой независимо от того, являетесь ли вы ботаником Marvel или нет.
Де Фонтейн, похоже, стояла за несколькими черными операциями, связанными с супергероями. Теперь, когда ее политические противники настигают ее, она решает уничтожить все свидетельства своих теневых начинаний, включая людей, которые их осуществляли. И вот Елена и остальные переходят от попыток убить друг друга к попыткам сохранить друг другу жизнь. Они становятся своего рода командой, но не уверены, стоит ли называть себя Громовержцами, поэтому звездочка в названии означает, что это просто условное название, пока они не придумают что-нибудь получше.
Небольшая загвоздка заключается в том, что большинство историй персонажей рассказываются в других фильмах и в телесериале «Сокол и Зимний солдат», а не в самом «Громовержцах*». Еще один недостаток — преследование банды войсками Де Фонтены занимает большую часть времени фильма, так что в нем не так много декораций, которые еще не были показаны в трейлерах. С другой стороны, фильмы о супергероях редко бывают настолько сфокусированными и редко так плавно переходят от сцены к сцене, без пауз для дыхания и внезапных прыжков в разные концы Земли.
«Капитан Америка: Новый мир», вышедший на экраны в феврале, был похож на «Громовержцев*» тем, что вращался вокруг политики Вашингтона и был продолжением „Сокола“ и »Зимнего солдата». Но тот фильм был запутанным, в то время как этот настолько аккуратно скроен, что вы сможете уловить суть и насладиться поездкой независимо от того, являетесь ли вы ботаником Marvel или нет.
Особенности и нововведения
Эмоциональная глубина
Фильм отличается от типичных супергеройских блокбастеров своей сосредоточенностью на психологических аспектах персонажей. Режиссёр Джейк Шрейер отметил, что хотел показать более интимную и человечную историю, фокусируясь на эмоциональных переживаниях героев.
Изменение тона
Изначально сценарий напоминал фильм в стиле «Крепкий орешек», но со временем трансформировался в более драматичную и характерно ориентированную историю, сравнимую с «Клубом завтрак» .
Переименование команды
В конце фильма команда получает новое название — Новые Мстители (The New Avengers), что символизирует их переход от антигероев к полноценным героям. Это также объясняет наличие звёздочки в оригинальном названии фильма.
Посткредитные сцены и связи с MCU
Фильм содержит несколько сцен после титров, которые расширяют киновселенную Marvel:
- Переименование команды: официальное объявление о том, что «Громовержцы» теперь называются «Новыми Мстителями».
- Появление Фантастической четвёрки: космический корабль с логотипом «4» входит в атмосферу Земли, намекая на скорое появление новых героев в MCU .

Мнение о фильме
В «Громовержцах*» основной проблематике уделяется не меньше внимания, чем повествованию. Персонажам приходится иметь дело со стыдом и травмами своего непростого прошлого — и эта тема присутствует в фильме с первой сцены и до обязательной финальной битвы, которая немного поспешна, но достаточно стильно сюрреалистична, чтобы напомнить о двух умопомрачительных фильмах Чарли Кауфмана, «Быть Джоном Малковичем» и «Вечное сияние чистого разума». В промежутках между ними чувство вины персонажей раскрывается в трогательных и удивительно жестоких сценах, а также в остросюжетных, быстро смонтированных и умело исполненных комических сценах.
На обоих концах спектра Пью играет роль, которая принесла бы ей награды, не будь она в фильме о супергероях. Она произносит свои остроты со знанием дела, особенно когда препирается и шутит с Красным Стражем. Но она также может излучать эмоции — и все это при сохранении приличного русского акцента и акробатических боевых сценах. Вот почему «Громовержцы*» намного лучше большинства фильмов Marvel после «Мстители: Финал». И не только потому, что это грубоватый, с большим сердцем шпионский триллер о прекрасных невежественных антигероях. А потому, что в его центре такой харизматичный актер, как Пью.
Заключение
«Громовержцы*» представляет собой смелый шаг Marvel Studios в сторону более глубоких и эмоционально насыщенных историй. Фильм успешно сочетает элементы драмы, экшена и психологического триллера, предлагая зрителям новый взгляд на супергероев. С переименованием команды в «Новых Мстителей» и появлением Фантастической четвёрки, фильм открывает новые горизонты для развития киновселенной Marvel.