С момента выхода игр Sony Interactive Entertainment на ПК мы задавались вопросом, какой будет первая игра, которая в полной мере использует преимущества нового мощного оборудования. После неоднозначного релиза Horizon: Zero Dawn в «далеком» 2018 году мы получили несколько проблесков детализации и проработки игр для PlayStation на более технически мощной системе. God of War (2018), The Last of Us Part I, Marvel’s Spider-Man Remastered и Marvel’s Spider-Man Miles Morales (обе игры от Insomniac Games) — одни из игр, которые за 5 лет обрели новый дом, однако все указывает на то, что Ratchet & Clank: Rift Apart — первая игра, которая продемонстрирует мощь нового поколения игр для PlayStation на ПК.
Как и в случае с Uncharted: Legacy of Thieves Collection, один из самых актуальных вопросов, который задают игроки, — «нужно ли играть в предыдущие приключения, чтобы узнать, как развиваются события в этой игре?». К счастью, в отличие от экспедиций Натана Дрейка, Ratchet & Clank: Rift Apart — это семейная серия игр, в которой нет серьезных событий, в основном нам достаточно знать, что Рэтчет и Кланк — большие друзья и давно не совершали ничего… скажем так, героического, точнее, с тех пор, как они разрушили планы доктора Нефариуса в сотый раз. Мне понравилось, как игра метафорически критикует индустрию, когда речь идет о больших трехмерных приключенческих платформерах, которыми изобиловала эпоха выхода игр Ratchet & Clank, а сегодня кажется, что все герои той эпохи так и остались без работы.

Еще одним очень забавным замечанием является тот факт, что к играм больше не прилагается инструкция по эксплуатации, очень удачно вставлена неявная шутка доктора Нефариуса в одном из сегментов. В целом я считаю, что Insomniac Games и Sony Interactive Entertainment удалось грамотно представить игру новому поколению игроков, не запугав его, ведь серия насчитывает более 10 основных игр и несколько спин-оффов, выходящих на разных поколениях и системах, а игра открывается туториалом, который очень грамотно рассказывает о прошлом дуэта героев, постепенно подавая основной геймплей. На мой взгляд, сюжет достигает своего пика, когда он разворачивается в худшие моменты жизни персонажей. В них вы получаете моменты, которые очень приземленные, эмоциональные и показывают, насколько вы важны для чужого мира.
Но если отбросить мелодраматизм, доктор Нефариус также возвращается, чтобы вывести динамичный дуэт из строя, когда во время фестиваля он завладевает специальным устройством, которое должно было стать подарком Кланка для Рэтчета, — Dimensioner, устройством, позволяющим мгновенно перемещаться в любую точку вселенной, но в итоге происходит сбой, и измерения пересекаются, а вселенная Рэтчета сливается с параллельной вселенной, в которой Нефариус победил и правит миром как император. Мы не можем допустить этого, поэтому поможем нашим героям прыгать между измерениями, чтобы восстановить вселенский порядок… а заодно и разыскать оставшихся Ломбаксов, разбросанных по всей галактике. Но если доктор Нефариус останется императором, что будет с Рэтчетом? Ну, наш герой превратится в героиню по имени Ривет, которая является версией Рэтчета в отдельном измерении. Этот Ломбакс сохраняет те же характеристики, что и наш герой, но имеет совсем другой характер и манеру поведения.
В роли Рэтчета или Клепа мы посетим 9 планет во всех двух измерениях практически одновременно. Как только я подумал, что игра уже не сможет меня удивить, она это сделала — каждый раз, попадая на новый уровень, я не мог остаться равнодушным к его масштабам и детализации. Футуристические города, пустыни и джунгли, а также очень разнообразные локации идеально подходят для того, чтобы насладиться классическим платформером и экшеном, и это игра, в которой достигнут потрясающий баланс между ними. В платформерах можно использовать такие гаджеты, как магнитные ботинки, позволяющие прилипать к металлическим поверхностям или бегать по стенам, и, поверьте, у Ломбаксов хороший каталог гаджетов и оружия, гораздо более широкий и разнообразный, чем во многих шутерах, представленных на рынке.
Игра Ratchet & Clank: Rift Apart представляет собой практически современный интерактивный CGI-фильм
Десятки видов оружия, которые используют Рэтчет и Клепа, — это сочетание фантазии и стратегии. С помощью секатора можно превращать врагов в растения и обездвиживать их на несколько секунд, превращать противников в 8-битные спрайты, запускать дуговые бомбы (которые идеально подходят для поражения врагов за барьерами) и окружать противников ядовитыми грибами, а также использовать более точное оружие, например, взрывной пистолет или негатронный ускоритель. В каждом из видов оружия великолепно используются адаптивные триггеры контроллера DualSense — элемент, который я всегда хотел опробовать с момента выхода игры в 2021 году на PlayStation 5.
При использовании ружья «Каратель» (дробовик), если нажать на спусковой крючок наполовину, то огонь будет вестись только из одного ствола, но если нажать на курок до конца, то дробовик полностью опустошит оба ствола. То же самое происходит и с другим оружием, например с вакуумным репульсором. Если при половинном нажатии активируется щит, то при полном — осколки, которые мы собираем с него. Если вам показалось, что в Returnal тактильные триггеры используются умным и инновационным способом, то подождите, пока вы не воспользуетесь этим арсеналом на своем DualSense через кабель USB-C, подключенный к одному из портов USB C вашего ПК, разумеется.
Но не только современностью живет это великое приключение, вернулись и другие элементы геймплея, такие как скольжение по рельсам, однако, поскольку речь идет о более мощном устройстве, чем PlayStation 3, на этот раз эти неистовые моменты сопровождаются взрывами, воздушными атаками, динозаврами, драконами, гигантскими роботами… словом, все в Ratchet & Clank: A Dimension Apart стало намного больше количественно и качественно, платформеры тоже стали намного разнообразнее, и все эти элементы причесаны с кинематографическим оттенком, иногда мне даже казалось, что передо мной интерактивный CGI-анимационный фильм, Таково было качество декораций, мимики и других невероятных визуальных элементов, дополненных хорошим звуком, очень хорошо сделанным дубляжом — довольно забавным — и отличным саундтреком, написанным Марком Матерсбоу (Thor Ragnarok, Crash Bandicoot и Jak & Daxter).
Найдите 23 заветных золотых болта на каждой из 9 планет
Помимо уровней в хорошем и классическом стиле серии, ее дизайн уровней позволяет нам выполнять побочные миссии и собирать коллекционные предметы для улучшения арсенала ломбаксов, так что приготовьтесь исследовать каждый уголок планет в этом коротком, но насыщенном приключении. Однако команда Insomniac Games также решила включить в игру короткие отрезки, в которых вы управляете Кланком или другими персонажами с помощью глюка — танка-паука, способного взбираться по стенам и потолкам, чтобы решить некоторые головоломки.
Еще одним элементом Ratchet & Clank: Rift Apart является лазание и перемещение, поскольку в игре появились долгожданные межпространственные прыжки. Воспользоваться открывшимися во вселенной брешами можно разными способами. Первый, и самый простой, — перемещаться между соседними областями одного уровня… точнее, Рэтчет или Ривет перемещаются между ними, как будто их телепортируют в какую-то область в декорациях. Более впечатляющими с технической точки зрения являются пространственные карманы — небольшие платформы, открывающиеся в углах, где реальность кажется раздробленной. Каждый карман представляет собой головоломку, которую можно преодолеть, освоив такие навыки, как бег по стене, захват крюком и двойной прыжок; преодолев их, можно получить потрясающие предметы брони, так что ваши усилия будут вознаграждены.
В этом измерении Рэтчет встретит альтернативные версии своих друзей
Некоторые уровни также полностью меняются, когда вы достигаете кристалла, позволяющего попасть в области, которые заблокированы в одном измерении, но доступны в другом. Однако лучшим элементом в этом отношении, безусловно, являются непрерывные путешествия между измерениями и планетами, которые, к сожалению, не так часто происходят, но вы можете поверить, что они невероятны каждый раз, когда происходят, и вам понадобится как минимум SSD-диск, чтобы наслаждаться ими постоянно, однако я оставляю рекомендацию устройства NVME, и, конечно же, забудьте о традиционных механических дисках, иначе вы будете испытывать очень долгие и частые нагрузки, но это не делает это приключение невозможным для наслаждения.
Удивительно, что на сборке, состоящей из процессора AMD Ryzen 9 5950X, видеокарты NVIDIA GeForce RTX 4090 MSI Suprim X и 64 Гбайт оперативной памяти с частотой 3600 МГц, игра ни разу не ушла от 120 кадров в секунду при разрешении 4K со всеми визуальными элементами, включенными на максимальных настройках. Будь то кинематографические сцены, взрывные моменты геймплея или перемещение между планетами, я ни разу не заметил замираний или других технических несоответствий. Это еще один отличный порт от Nixxes Software, так что ожидайте множество визуальных возможностей, которые не так часто встречаются в играх для ПК.
Помимо 5 пресетов от очень низкого до ультра, мы можем изменять разрешение, качество и фильтрацию текстур, качество теней, глубину резкости, уровень детализации графики, плотность трафика, качество волос, отражения в пространстве экрана, качество частиц, поле зрения, интенсивность размытия движения и зернистость (единственные визуальные опции, которые я отключил) и резкость. Поскольку игра переносится с PlayStation 5 на ПК, можно ожидать поддержки трассировки лучей. Несомненно, это одна из самых впечатляющих реализаций данной технологии на сегодняшний день, поскольку с включенным HDR при яркости 1500 нит и прорисованными отражениями, тенями и окклюзией лучей это одна из самых визуально впечатляющих игр, которые я видел на сегодняшний день, и очень, очень близка к современному CGI-анимационному фильму.
Разумеется, такого технического и визуального усовершенствования удалось достичь только благодаря технологии NVIDIA DLSS 3.0, которая, как известно, генерирует дополнительные промежуточные кадры без потери качества и увеличения задержек, разумеется, с использованием другой технологии NVIDIA Reflex. В игре реализованы и другие технологии временного апскейлинга, такие как ITGI, Intel XeSS и AMD FR 2.1, однако поддержка трассировки лучей пока доступна только на видеокартах NVIDIA RTX.
Игра Ratchet & Clank: Rift Apart имеет десятки графических возможностей
Однако когда мы перешли на мобильные устройства, т.е. Steam Deck и ROG Ally, нам, естественно, пришлось пожертвовать этой невероятной визуальной точностью ради сохранения портативности. Поскольку игра Ratchet & Clank: Rift Apart была сертифицирована для воспроизведения на Steam Deck в тот же день, когда состоялся ее релиз, я задался вопросом, возможно ли ее воспроизведение на невероятной машине Valve, и ответ оказался положительным… с некоторыми незначительными недостатками. Хотя, естественно, она не обладает такой четкостью и разрешением, как описанная выше сборка, она вполне воспроизводима с настройками по умолчанию, предоставленными Valve: 30-40 кадров при частоте кадров устройства. Компания Nixxes Software в очередной раз доказала, что портирование и оптимизация игр — это фантастика.
Однако больше всего меня поразила универсальность игры благодаря AMD FSR 2.1 и динамическому увеличению разрешения. Игра не имеет существенных визуальных различий между предустановками «Очень низкий» и «Низкий» из-за размера и разрешения ноутбука Valve, но при переключении на среднюю предустановку я почувствовал, что игра стала менее плавной и тяжелой, поэтому для того, чтобы насладиться приключением при 30 кадрах в секунду на Steam Deck, рекомендуется просто выбрать предустановку «Очень низкий», активировать AMD FSR 2.1 и поддерживать игру при 30 кадрах в секунду. Когда дело дошло до столь разрекламированных межпланетных путешествий, я лишь заметил, что персонажи на несколько секунд зависают в воздухе — 512-Гбайт NVME SSD Steam Deck и само устройство справились с очередной сложной задачей.
Когда я переключил игру на ее прямого конкурента, ROG Ally, то сразу же столкнулся с одним из своих самых больших страхов на этой машине и отличным примером того, как сообщество объединяется для получения большей технической мощи. При первом запуске игры я был очень удивлен, когда появилось сообщение об ошибке, указывающее на то, что драйвер графического процессора AMD устарел и для обеспечения наилучшей работы необходимо его обновить. Проблема в том, что даже спустя почти два месяца AMD и ASUS так и не выпустили обновленные драйверы для устройства, и, как я уже писал в этой статье, это одна из моих самых больших проблем с ROG Ally — поддержка. Даже с учетом этого неудобства я смог запустить игру в 1080p и попытался найти рабочую предустановку с увеличенным разрешением. К сожалению, даже в режиме Turbo — 30 Вт или 25 Вт — мне было сложно поддерживать стабильную частоту кадров.
При таком разрешении четкость графики значительно превосходит Steam Deck, даже при включенном динамическом масштабировании разрешения, но частые разрывы между 20 и 30 кадрами в секунду, особенно в самых перегруженных местах или во время взрывов, заставляют меня предположить, что эти проблемы существуют из-за использования устаревших драйверов, если AMD выпустит новые драйверы, я не сомневаюсь, что игра будет намного лучше и приятнее. Я считаю, что все идет через обновление драйверов, потому что на данный момент это один из редких примеров, когда для нормальной работы игры требуется 8 ГБ выделенной VRAM. Если вы не знаете, то изменить распределение VRAM в ROG Ally можно, зайдя в BIOS. Удерживая кнопку уменьшения громкости при включении устройства, войдите в меню BIOS, перейдите в режим «Advanced» и выберите опцию «ONE FRAME BUFFER SIZE», затем просто выделите 8 Гбайт, удерживая d-pad, и сохраните настройки — в этом случае игра не будет давать случайных сбоев.
Как и предыдущие игры PlayStation для ПК и консолей, Ratchet and Clank: A Dimension Apart поддерживает 26 языков, включая полностью локализованные европейский португальский и бразильский португальский, а также десятки вариантов доступности, чтобы каждый мог насладиться этой захватывающей американской горкой.
Появление Ratchet & Clank: Rift Apart на ПК не может быть лучше. Это не только самая красивая игра PlayStation на ПК, но и одна из самых красивых игр на любой системе. Количество элементов на экране, эффекты реального времени, смена размеров и мимика… я был потрясен снова и снова. Insomniac Games за годы своего существования выпустила несколько игр о динамичном межгалактическом дуэте, но Ривет и еще один персонаж добавили в серию столь необходимый человеческий облик. Ratchet & Clank: Rift Apart, возможно, и не самое продолжительное приключение на планете, но уж точно — с душой и сердцем. Insomniac Games обещала впечатления, схожие с современным CGI-фильмом, и я без всяких оговорок могу подтвердить, что они их выполнили.