Это отрывок из книги Грега Лэнсдауна, посвященной коллекционным наклейкам Panini в честь Кубка мира: Panini Football Stickers — The Official Celebration.

Для миллионов детей это была просто радость, которая разыгрывалась на школьных дворах и в местных газетных киосках, где грязные руки расставались с карманными деньгами в обмен на драгоценные наклейки. Все начиналось с того, что «Shoot!» или «Roy of the Rovers» раздавали бесплатный альбом и пачку, что становилось началом месяцев коллекционирования и обмена, включая лежание в постели и размышления о том, как лучше отнять эти бесценные «нужности» у своих товарищей. Даже запах наклеек вызывал желание заполучить их в свои руки.
Если один бренд и символизирует вызывающий мир коллекционирования футбольных наклеек, то это, конечно же, Panini.
Великобритания впервые познакомилась с Panini благодаря коллекции Кубка мира Мексики 70 года, и, хотя потребовалось некоторое время, чтобы эта концепция прижилась в стране, к 1980-м годам девять из каждых десяти британских школьников так или иначе покупали наклейки Panini. С тех пор каждый чемпионат мира (и чемпионат Европы) означал выпуск долгожданного альбома Panini, и все они славно описаны в этой книге.

В Великобритании эра Panini началась в январе 1977 года. До этого коллекционированием занимались открытки или марки с картинками — часто нерегулярно выпускаемые и требующие подклеивания. Но с того момента, как компания Panini выпустила альбом «Еврофутбол через съемку», для футбольных болельщиков уже ничего не было прежним. Это был стильный альбом, дающий представление о мире футбола за пределами нашей страны. Мало того, наклейки были самоклеящимися — просто отклейте их с обратной стороны и вперед. В то время это была революция, и было ясно, что в Panini есть что-то особенное.
Если первого выхода Panini в мейнстрим было недостаточно, чтобы привлечь покупателей, то их дебютный британский альбом Football 78 положил конец всем спорам о том, куда пойдут карманные деньги целого поколения школьников. И, возможно, изюминкой этой книги является освещение этих альбомов, от Football 78 до Football 93, которые до сих пор никогда не были представлены во всем своем великолепии. От Лори Каннингема и Кенни Далглиша в «Футболе 78» до Тони Адамса и Алана Ширера в «Футболе 93» — британские дизайнеры Panini представили этот период в истории британского футбола в таком стиле, с которым не сравнится ни одна другая компания, занимающаяся коллекционированием.
И если говорить о стиле, то никто не станет отрицать, что в этот период были созданы одни из самых знаковых модных образов, когда-либо появлявшихся в футболе. Бороды и усы были кустистыми и обильными, но именно прически — химические завивки, мульты, афро и новомодные прически — сделали этот период по-настоящему запоминающимся. Добавьте сюда дубленки, спортивные костюмы и кардиганы, которые носили крутые менеджеры, и вы получите живописную историю целой эпохи, которая широко представлена на страницах этой книги (и в одном из будущих отрывков).

В итоге Panini стал изысканным воплощением всего того, что коллекционер хотел получить от футбольного альбома. Собственный жаргон — «дублеры», «свопы», «блестки» и «скретчи» — превратил коллекционирование Panini в стиль жизни.
Основанная в Модене компания всегда документировала величайших игроков всех эпох — часто они выглядели молодыми в своих первых клубах или во время первых выступлений за национальные команды. От Пеле и Моура до Платини и Марадоны, от Месси и Роналду до Мбаппе и Хааланда — Panini всегда была в авангарде, представляя таланты мирового класса.

И хотя на страницах Panini за эти годы побывало немало звезд, мало на кого смотрели так пристально, как на футболиста, бьющего на велосипеде, который положил начало миллионным коллекциям. Для коллекционеров всегда считалось, что увидеть персонажа на пачке — это знак качества.

На пике своего развития компания Panini продавала около 100 миллионов пакетов наклеек только для своего ежегодного футбольного альбома в Великобритании. Спустя десятилетия популярность наклеек в Британии, Европе и мире не угасает. А с выходом на первый план женского футбола открылся совершенно новый рынок, который компания полностью освоила, выпуская альбомы, посвященные женскому чемпионату мира и чемпионату Европы.
Все эти аспекты, слитые воедино, превращают мир Panini в мир покупки, обмена, наклеивания и коллекционирования. Для всех, кто знает, каково это — тосковать по недостающей наклейке с Ианом Рашем, которая всегда ускользала от них, — добро пожаловать в Panini Football Stickers: The Official Celebration.
История Panini
Это история о том, как компания Panini произвела революцию на рынке футбольных торговых карточек и альбомов для наклеек, создав основной элемент современной футбольной культуры и поистине глобальный феномен.
За последние 60 лет футбольные увлечения то появлялись, то исчезали… Многие из них пережили свой день, а некоторые даже получили второе пришествие, но вам будет трудно найти более стойкое «увлечение», чем искусство коллекционирования наклеек Panini.
Не то чтобы братья Панини из Модены (Италия) положили начало моде на футбольные коллекционные издания — Джону Бейнсу из Брэдфорда (Англия) приписывают изобретение футбольной карточки в 1885 году. Карточки в сигаретных пачках с изображением звездных футболистов пользовались огромной популярностью на протяжении десятилетий, а комиксы раздавали их бесплатно, чтобы повысить продажи. Позже торговые карточки стали упаковывать в жевательную резинку, а также продавать в виде марок с картинками, которые нужно было вклеивать в альбом.
А затем Panini взорвала всех!
Начав с семейного газетного киоска на улице Корсо Дуомо, братья Бенито и Джузеппе в 1954 году открыли офис по распространению газет Panini Brothers. Их первая попытка заняться коллекционированием произошла в 1960 году, когда они упаковали изображения растений и цветов, сумев продать внушительное количество пакетов с «фигурками» — наклейками — по 10 лир за штуку.
Но хотя это был ранний успех, в Италии была одна страсть, которая превосходила все остальные, — это футбол. Братья Панини приобрели партию непроданных карточек из коллекции Gol, выпущенной миланской компанией Nannina к сезону 1960-61, и их успех в реабилитации этих карточек стал ключом к будущему глобальному успеху.
Дистрибьюторское агентство Fratelli Panini было основано в 1961 году, а в сезоне 1961-62 был выпущен шедевральный альбом Calciatori (футболисты) — Grande Raccolta Figurine Calciatori в полном объеме. Для первого альбома было продано несколько миллионов пакетов, и еще больше пакетов было раскуплено в следующем сезоне, когда об этом стало известно.

Спрос был настолько высок, что в компанию были привлечены еще два брата Панини, Умберто и Франко, с помощью которых производство и международное развитие были должным образом обеспечены.
Футбол был глобальной игрой, и успех Panini — и других коллекционных брендов в Италии — не остался незамеченным в других странах. Аналогичные альбомы стали появляться и в других футбольных странах, таких как Германия, Испания и Нидерланды.
Panini вышла за пределы своей родины, сотрудничая с шведской компанией Williams Förlags AB и лондонским издательством Top Sellers в Англии. На обороте карточек для альбомов Football 72 в Англии и Fotboll 71 в Швеции было указано, что они «Отпечатаны в Италии компанией Panini 1971». Отношения с Top Sellers продолжались дольше, чем со скандинавским издательством, вплоть до Football 77.
Тот сезон 1976-77 годов стал поворотным для Panini в отношении Великобритании. С этого момента все ставки были сделаны. Хотя многие считают Football 78 прорывным альбомом Panini в Великобритании, на самом деле именно Euro Football безвозвратно изменил британский рынок футбольных коллекционных изданий.
За успехом «Еврофутбола» стояло множество факторов, и все они были не менее важны, чем остальные. Во-первых, он был выпущен вместе с январским номером журнала «Shoot!», самого продаваемого детского журнала того времени, в 1977 году, вместе с бесплатными наборами наклеек, что положило начало увлечению.
Во-вторых, это был великолепно оформленный альбом, в котором были представлены британские клубы, прошедшие квалификацию в европейские клубные соревнования того сезона, а также лучшие команды континента, что давало возможность просветиться любознательным молодым умам, привыкшим собирать наборы повторяющихся отечественных игроков.
В-третьих, если раньше коллекционеры в Великобритании привыкли, что для наклеивания марок с картинками нужен клей, то Panini положила этому конец. Их изображения были самоклеящимися, с отклеивающейся задней стороной, оставляя то, что осталось, для аккуратного размещения в альбоме.
Первым альбомом Panini, полностью состоящим из самоклеящихся наклеек, был Calciatori 1972-73, а первый альбом Кубка мира, Mexico 70, по-прежнему состоял в основном из карточек, а наклейки ограничивались флагами и эмблемами отборочных турниров, а также несколькими другими изображениями.
Так что Еврофутбол действительно поразил воображение, но это было ничто по сравнению с тем ажиотажем, который вызвал выход первого внутреннего альбома Panini «Футбол 78». Теперь коллекционеры получили возможность найти своих любимцев в английском и шотландском футболе, если они выступали в английском первом и втором дивизионах или шотландском премьер-дивизионе, а стартовый пакет снова выдавался бесплатно вместе с «Shoot!

В то время как восторг от открытия самоклеящихся наклеек был уже само собой разумеющимся, новый выпуск футбольных альбомов Panini в Великобритании стал еще одним приятным зрелищем для коллекционеров. Всегда находясь на переднем крае новаторских технологий, Panini придала клубным значкам блеск металлической фольги, чтобы они выделялись не только среди остальных наклеек в пакете, но и среди всех других футбольных коллекционных товаров того времени.
Если изображения лучших игроков того времени — в виде карточек или наклеек — всегда было трудно вырвать у собратьев-энтузиастов, то эти «блестяшки» означали, что коллекционеры в буквальном и метафорическом смысле увидели свет.
На красной обложке пакета наклеек Football 78 для Великобритании был изображен футболист, бьющий ногами по велосипеду, на фоне Юнион Джека. Этот дизайн — менялись только цвета — стал культовым на следующее десятилетие, так как повторялся вплоть до Football 88. В ту доинтернетную эпоху, вероятно, лишь немногие фанаты наклеек понимали, что на создание иллюстрации их вдохновил защитник сборной Италии и «Ювентуса» Карло Парола.

Точно так же большинство из нас не знает, что скрывается за столь же распространенным изображением на альбомах и пакетах Panini рыцаря, держащего в руках свое верное копье. Любовь Джузеппе Панини к составлению собственных кроссвордов под псевдонимом «Рыцарь» — вот ответ на эту загадку.
Альбомы Panini теперь были на голову выше остальных, а получение лицензий от английской и шотландской футбольных ассоциаций, а также соответствующих ассоциаций игроков, дало им официальный знак одобрения. В течение нескольких лет все конкуренты исчезли с полок газетных киосков — это была победа Panini.
К 1980-м годам Panini стала править не только в Великобритании. Первый филиал был открыт в Бельгии, где «Футбол 1972-73» стал дебютным альбомом, посвященным игре с круглым мячом (до этого там выпускалась велосипедная серия Panini).
Это были поистине лучшие времена для Panini, поскольку их альбомы, посвященные чемпионату мира по футболу, особенно Мексике-86, помогли распространить евангелие Panini по всему миру.

В 1988 году братья Панини продали компанию британскому медиамагнату Роберту Максвеллу, а в начале 1990-х годов, после смерти Максвелла, ее владельцем стало издательство DeAgostini Publishing Group в сотрудничестве с Bain Gallo Cuneo Capital Investments. Marvel Entertainment Group Inc. купила Panini Group в июле 1994 года, а в конце 90-х годов она вернулась в руки итальянской компании Fineldo SpA Витторио Мерлони.
В середине 2000-х годов Panini вернула себе былую славу и достигла еще больших высот. Альбом Panini «Германия 2006» вернул альбому «шоу-стоппер» его законное место в качестве отправной точки для многих при подготовке к чемпионату мира того года. Компания Panini America открылась в 2009 году, создав бренд практически с нуля в Северной Америке и став за десять лет ведущим коллекционным бизнесом в регионе.
Любовь Южной Америки к Panini продолжает набирать обороты: фабрика, расположенная недалеко от Сан-Паулу, работает сверхурочно, выпуская рекордные альбомы, пиком которых стал Brasil 2014. Альбомы Panini Women’s World Cup и Euro начали выпускаться в 2011 году и идут полным ходом.

С точки зрения Англии, получение лицензии Премьер-лиги на сезон 2019-20 впервые приветствовалось молодыми коллекционерами, а также теми, кто был частью первой британской волны в 1970-х и 80-х годах.
Сегодня Panini Group имеет филиалы в Европе, Латинской Америке и США.
Panini — международный бренд-лидер в мире коллекционных наклеек и торговых карт, ежегодно выпускающий более 1 000 коллекций, и один из ведущих издателей детских журналов и книг, комиксов, манги и графических романов в Европе и Латинской Америке, выпускающий более 7 000 изданий в год.
В компании Panini работает более 1 200 сотрудников. На ста пятидесяти территориях во всех уголках мира ведется активная торговля физическими продуктами Panini.
При всех умопомрачительных цифрах продаж и прибылей, связанных с брендом Panini, реальным итогом всегда будет детский восторг, который испытывают большие и маленькие дети при упоминании этого названия или во время похода в магазин.

Компания PANINI была основана в 1961 году, выпустив свою первую коллекцию Calciatori/Football Players. Сегодня компания имеет филиалы в Европе, Латинской Америке и США. В преддверии чемпионата мира по футболу PANINI выпускает миллионы альбомов и продает их более чем в 150 странах.