Вред в России был ужасен. В последнее время расплодилось много богатырей, и популяция горихвосток резко сократилась. Старик, назвавшийся Сузаниным, обещал привести нас к убежищу того самого одноглазого Лиха. Но то, на что он наткнулся, была старая хижина с выбитыми окнами и дверьми. На стене было написано. Лиха нет. Богатырь Попович».
Славянское чудовище — Должен признать, что звучит это немного нелепо. Русалки, феи и моряки. Все они знакомы нам с детства и напоминают о сказках. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор считается наивной, неаутентичной и даже немного нелепой. Когда мы думаем о волшебных монстрах, то вспоминаем зомби и драконов, но в нашей мифологии тоже есть такие древние существа.
Обитатели славянских языческих легенд — это не восторженные Кузя или сентиментальные монстры с алыми цветами. Наши предки всерьез верили в нечто настолько злое, что сейчас оно имеет ценность только в детских страшилках.
Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»
До наших дней дошли лишь немногие оригинальные тексты, описывающие вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то было окутано мраком истории, что-то уничтожено во время крещения Руси. Что еще осталось, кроме смутного, противоречивого и зачастую чуждого славянского фольклора? Датский историк Саксон Грамматик (1150-1220) написал о них очень мало. В Chronica Slavorum немецкого историка Гельмольда (1125-1177) их две. И, наконец, нельзя забывать о «Веде Словен» — сборнике песен, связанных с древнеболгарскими ритуалами. Однако объективность церковных источников и хроник весьма сомнительна.
Велесова книга
Велесова книга (Книга Велеса, дощечки Изенбека) издавна передавалась как уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории с VII века до нашей эры по IX век нашей эры.
Считается, что ее текст был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных дощечках, некоторые «страницы» частично сгнили. Согласно легенде, «Книга Велеса» была обнаружена под Харьковом в 1919 году белым полковником Федором Изембеком и, после транспортировки в Брюссель, передана для изучения слависту Миролюбову. Миролюбов сделал несколько копий, но в августе 1941 года табличка была потеряна во время немецкого наступления. (По некоторым данным, они были спрятаны нацистами в «Архиве арийского прошлого» в Аннельбе или вывезены в США после войны).
Первая часть — восхваление славянских богов, вторая — история «русских» от исхода из Азии в IX веке до н. э. до киевского княжения Дила в IX веке н. э., а третья часть вновь возвращает к мифам и религиозным ритуалам наших предков.
Отправной точкой исторического повествования является некий предок Богумир из Семиречья (Индия). Его потомки, предки ариев, славянского народа во главе с Оседном (Арием), покинули территорию Индии в VII веке до н. э., ведя войну с вавилонским царем Яшаром, и отправились в «чужие земли» в поисках лучшей доли. Там они попали в плен к Навуходоносору II и в составе его армии приняли участие в походе на Египет. Избежав плена, они отправились в Скифию и жили в Карпатском регионе в течение следующих пяти веков. Затем они переселились в Приднепровье.
Русским пришлось сражаться с другими народами, которые хотели захватить их территорию, в том числе с римлянами, гуннами, готами, греками и хазарами.
К сожалению, подлинность книги сначала вызывала большие сомнения, и только недавно было доказано, что весь текст книги является подделкой середины XX века. Язык этой подделки представляет собой смесь различных славянских диалектов. Несмотря на это разоблачение, некоторые писатели до сих пор используют «Книгу Велеса» в качестве источника знаний.
История существ в славянских сказках — предмет зависти других европейских монстров. История языческих легенд впечатляет, по некоторым подсчетам, она достигает 3000 лет, а корни уходят в неолит или мезолит, то есть примерно в 9000 лет до нашей эры.
Не было никаких «зоопарков», как это принято в славянских сказках. У славян не было морских или горных чудовищ, зато было много лесных и речных. Они редко вспоминали о злых великанах, таких как греческие циклопы или скандинавские етуны. Чудесные существа появились у славян лишь сравнительно поздно, в период христианизации, и во многих случаях они были заимствованы из греческих легенд и вошли в народные мифы.
Морская птица Алконост
Согласно древнегреческой мифологии, Алкиона, жена фессалийского царя Какуса, узнав о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу. В русском языке слово «арконост» возникло в результате искажения древней поговорки «Архион — птица».
Алконост изображается в виде птицы с человеческой головой и руками, часто с короной на голове. Граф Уваров пишет об Алконосте следующее. Птица Алконост изображается в виде полуженщины, полуптицы, с большими, пестрыми перьями и девичьей головой, увенчанной короной или нимбом. В руке Алконоста изображен райский цветок, а в другом манускрипте расправлен свиток с пояснительным текстом. В этих рукописях Алконост называется Райской птицей и обычно помещается рядом с птицей Ширин, которая отличается только тем, что Алконост всегда носит на голове корону, а у Ширин только одно сияние. Смысл тоже тот же, с той лишь разницей, что в качестве места, куда прилетает Алконост, всегда упоминается река Евфрат. Птица Алконост обитает близ Рая, на реке Евфрат, и когда она поет и поет, то не чувствует себя, и те, кто находится рядом с ней, забывают обо всем на свете, их разум тревожится, их души лишаются тел, и этими священными песнями они утешают их, возвещают им будущие радости и многие блага».
Славянский Алконост — райская птица с удивительно сладким и грациозным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, которые погружает в море, где волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается посланником Бога. Она живет на небе и спускается, чтобы передать людям свою высшую волю.
Крылатый змей Аспид
Крылатая змея с двумя туловищами и птичьим клювом. Она живет высоко в горах и регулярно нападает на деревни. Ее привлекают камни, и она не может сидеть даже на сырой земле. Аспиды неуязвимы для обычного оружия, их нельзя убить мечом или стрелами, а можно только сжечь. Их название происходит от греческого aspis (гадюка).
Аспид — крылатый змей в древнеславянской мифологии, сын (или воплощение) Чернобога, командира Ударного легиона Темного легиона.
Аспид представлялся нашим предкам как чудовищный змей с птичьим рылом, двумя туловищами и огненными крыльями (по другой версии, крылья монстра состояли из алмазных, изумрудных и сапфировых пластин). Именно поэтому тело аспида абсолютно черное (отсюда и выражение «аспид черный»).
Это происходит потому, что Мать-Земля отказывается выносить этих темных существ. Аспиды бессмертны и не могут быть побеждены никаким оружием, будь то человек или молот. В легендах, повествующих о битве богов Илларии с Горином Чернобогом (не путать с Гориньей, последним из трех Асилуков), явно фигурирует Аспид.
Старинный лесной дух Аука
Озорной лесной дух, маленький, пухленький и круглощекий. Они не спят ни зимой, ни летом. Любит пугать людей в лесу и своими криками «Ай! и откликается на крики «Ай!» со всех сторон. Заманивает путников в глубь леса и оставляет их там.
Аука — лесной дух, который никогда не спит и постоянно затевает шалости. Она любит шутить, и иногда ее шутки заходят слишком далеко, но она остается мягким духом. Когда путешественники попадают в трудные ситуации, Аука приходит на помощь. Иногда проводит их в отдаленные места.
Это маленький, веселый человек с круглым животом, покрытым густой травой, и веселой искоркой в глазах. Наши предки описывали его очень доброжелательно и по-коренному.
Уродливая старуха Баба-Яга
Славянская ведьма, популярный персонаж фольклора. Обычно ее изображают в виде злобной старухи с грязными волосами, крючковатым носом, «костяными ногами», длинными ногтями и несколькими зубами во рту. Баба Яга — неоднозначный персонаж. Часто она играет роль вредителя и имеет ярко выраженную склонность к каннибализму, но в случае с этой ведьмой она может добровольно помочь отважному герою, расспросить его, попарить в бане и одарить волшебными дарами (или ценной информацией).
В русских сказках встречаются Ягая, Ягишна и Эгибова, в украинских — Баба Язя, в польских — Бабенца, в чешских и словенских — Эгибова. В праславянском языке слово ęgа используется в названиях различных «ползучих тварей», таких как змеи и ящерицы. Таким образом, само название сближает героев сказки с обитателями нижнего подземного мира.
Согласно Этимологическому словарю Макса Фасмера, имя Яга связано с балтийскими словами «досада», «раздражение» и «неприятность», а также с древнеисландским ekki, означающим «горе» и «боль». Наиболее серьезно образ Бабы Яги был исследован советским фольклористом Владимиром Проппом в 1930-1940-е годы.
Известно, что Баба Яга живет в глухих лесах. У него есть избушка на курьих ножках, окруженная забором из человеческих костей и черепов. На воротах дома Яги вместо ключа — рука, а рот с мелкими зубами иногда считали замочной скважиной. Дом Бабы Яги заколдован: «Избушка, повернись ко мне спиной, повернись спиной к лесу».
Как и западные ведьмы, Баба Яга умеет летать. Для этого ему нужна большая деревянная ступа и волшебная метла. Бабу-Ягу часто сопровождают животные (familiars) — черные коты и вороны, которые помогают ей в ее колдовстве.
Происхождение названия «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркского языка, а возможно, образовано от старосербского слова «ега» (болезнь).
Избушка на курьих ножках
Лесные избушки на курьих ножках без окон и дверей — не выдумка. Именно так строили свои временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорские племена. Сибирские язычники использовали похожую конструкцию для хранения каменных идолов. Считается, что фигура женского божества, помещенная «на куриной лапке» в маленьком домике, дала начало мифу о Бабе Яге.
В славянской мифологии традиционная обитель сказочной Бабы Яги — это своеобразная таможня, точка перехода из мира живых в мир мертвых. Избушка открывает ворота в мир живых и мир мертвых.
Образ необычной избушки в мифах и сказках вполне реален. В древности покойников хоронили в узких домах — домовинах (в украинском языке гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается узость избушки: «Лежит Баба Яга, костлявые ноги из угла в угол протянула, носом в потолок уткнулась».
Гроб ставили на очень высокий пень с корнями, выглядывающими из-под земли, так что казалось, что «избушка» действительно стоит на курьих ножках. Гроб поставили так, чтобы отверстие выходило в противоположную сторону от поселения, в сторону леса, поэтому главный герой просит избушку на курьих ножках повернуться лицом к нему и обратно к лесу.
Домовой Банник
Духи, живущие в бане, обычно изображаются в виде маленьких пожилых мужчин с длинными бородами. Как и другие славянские духи, он озорной. Поскользнуться в ванне, обжечься, упасть в обморок от жара, ошпариться кипятком, услышать треск камней в котле или стук в стены — все это проделки Банника.
Банник считается демоническим персонажем, широко распространенным в восточнославянских верованиях. Согласно древним легендам, Банник не похож на обычного человека, но в гневе он предстает в виде голого старика, покрытого листьями метлы, или старика с длинными волосами.
Банники редко причиняют людям серьезный вред. Скорее, они могут помочь. Славяне связывали банники с мистическими и животворящими силами и часто использовали их для родов и гаданий (считалось, что Банник может предсказывать будущее).
Как и другие духи, Банники задобривали, кладя черный хлеб с солью или закапывая под порог бани задушенную черную курицу. У Банников также была женщина-банница (обделиха). В банях также обитал злой дух по имени Сисига, который являлся только тем, кто ходил в баню без молитвы. Иногда Сисига маскировался под знакомого или родственника, вызывал человека, и тогда они вместе умирали в парной.
Баш-Челик (Стальной человек)
Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, король завещал своим трем сыновьям выдать своих сестер замуж за первого, кто попросит ее руки. Однажды ночью во дворец явился некто с громким голосом, требуя в жены младшую принцессу. Сыновья выполнили просьбу отца и вскоре потеряли среднюю и старшую сестру.
В конце концов братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат встретил прекрасную принцессу и взял ее в жены. Из любопытства царевич заглянул в запретную комнату и увидел человека в цепях. Он представился Башем Целиком и попросил три стакана воды. Наивный юноша дал незнакомцу выпить воды, и тот воспрянул духом, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил принцессу и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски принцессы. Он обнаружил, что громовые голоса, просящие его сестер в жены, принадлежат повелителям дракона, орла и орлицы. Они согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш-Челика.
Упыри или вурдалаки
Живые мертвецы восстают из могилы. Как и другие вампиры, упыри пьют кровь и могут разорять целые деревни. В основном они убивают родных и близких.
Упырь — это пьющий кровь живой мертвец, и главная опасность, которую заслуживает это существо, — убить родственника, пока тот еще жив.
Если человека укусил вурдолак, он не сразу становится вампиром — на это уходят часы или дни. Во-первых, вурдолак должен оказаться под зараженным учеником зарума только после того, как произойдут его физические изменения:
- Сначала глаза меняют цвет и становятся ярко-красными под цвет крови
- Страх и сильная реакция на дневной свет
- Рост клыков.
Окончательный процесс трансформации завершается после того, как новорожденное кровососущее животное делает первый глоток крови.
Вещая птица Гамаюн
Как и Алконост, это божественная птица женского пола, главная задача которой — пророчество. Хорошо известна пословица «Гамаюн — птица пророчества». Она также могла управлять погодой. Считалось, что если Гамаюн летит с восхода солнца, то за ним последует буря.
Гамаюн — в славянской мифологии птица-вестник, которая поет людям божественные песни и предсказывает будущее тем, кто может услышать ее тайны. Она знает все о мире: прошлое, настоящее и будущее.
Птица Гамаюн была воплощением мудрости самого Велеса, бога удачи и плодородия. Считалось, что если эта райская птица пролетит низко в небе и ударит человека крыльями по голове, то это принесет удачу во всем. Помимо удачи, укрытия и защиты, Гамаюн могла предсказывать будущее. А если кому-то удавалось завладеть ее крыльями, он мог обрести славу и богатство.
Лесные существа Дивьи люди
Это полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, их тела должны быть сложены пополам. Они живут где-то на краю света, искусственно размножаясь и выковывая себе подобных из железа. Дым от их кузниц приносит чуму, оспу и лихорадку.
Сегодня мало кто знает о народе дивийцев. Только в байках, легендах и поверьях они упоминаются. Среди пожилых людей Урала часто можно услышать о дивьем народе. Некоторые говорят, что они живут в Уральских горах. Уральские горы буквально испещрены оврагами и проходами. Однако обычный человек не может найти ни одного входа в эти тоннели. Однако люди, представляющие племя Дивья, способны выбираться на поверхность и бродить в людных местах, например, на улицах больших городов или на заводах. При этом люди не могут их узнать. В подземных туннелях они могут жить годами. Все ходы хорошо обустроены и даже имеют освещение неизвестного происхождения.
Дивьи люди — маленький, но потрясающе красивый народ. Их голоса мелодичны и приятны, но слышать их может лишь очень ограниченное число людей. К таким людям можно обратиться, позвонив в колокольчик, чтобы вызвать их. Придя на звук, они встречают божественных людей, готовых поделиться своими удивительными знаниями или приоткрыть завесу будущего. Но если там окажется недостойный человек, он не сможет увидеть удивительных существ или услышать их мудрые речи.
Покровитель дома Домовой
В самом общем виде он был духом дома, хранителем очага, бородатым (или покрытым волосами) стариком. Считалось, что в каждом доме есть Домовой. В доме его редко называли «Домовым», предпочитая более привычный термин «старик».
Изначально Домовой считался слугой славянского мифологического бога Ялилы и его отца Велеса. Как правило, домовым назначался один из предков живущего в доме человека. Считалось, что домовой — это дух человека, который умер нераскаянным и при этом имел за собой множество неискупленных грехов. Поэтому боги назначили его домовым, чтобы он следил, защищал и, по возможности, помогал своим потомкам. Только так нераскаявшийся дух мог искупить свои грехи.
Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили его (оставляя на полу блюдце с молоком, хлеб и соль) и воспринимали как члена семьи, домовой помогал по хозяйству, следил за скотом, защищал домочадцев и предупреждал об опасности.
С другой стороны, разгневанный домовой мог быть очень опасен: ночью он щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и скот, шумел, бил посуду и поджигал дом. Считалось, что домашние кошки живут за печкой или в хлеву.
Дрекавак — душа мёртвого некрещёного младенца
Полузабытое существо из южнославянского фольклора. Одни считают, что это животное, другие — что птица. В центральной Сербии некоторые верят, что Дрекавак — это душа умершего некрещеного младенца. Единственное, с чем можно согласиться, — это то, что Дрекавак издает ужасающий крик.
Обычно у них непропорционально большая голова на очень худом туловище, но они могут быть похожи на животное или ребенка. Детский облик предвещает смерть человека, а звериный — смерть домашнего животного. Они могут издавать козлиное блеяние, детский плач, мяуканье и крики, похожие на птичьи.
Дрекавак обычно является героем детских страшилок, но в отдаленных районах (например, в горах Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители села Тометино Поле время от времени сообщают о странных нападениях на их скот, но по характеру ран трудно определить, что это был за хищник. Жители утверждают, что слышали жуткие крики, так что, возможно, здесь замешан Дрекавак.
Сказочная птица Жар-птица
Знакомый с детства образ: прекрасная птица с яркими, ослепительными, огненными перьями («как жар горящий»). Традиционное испытание героя сказок — взять перо из хвоста этой пернатой птицы. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце и, возможно, знание. Ее ближайший родственник — средневековая птица Феникс, известная как на Западе, так и в России.
Жар-птица — воплощение сказки, олицетворение божества, покровительствующего грому и молнии. Повелитель молний появляется в ее облике и прилетает из 30-го королевства, где все жители богаты. Земля здесь несказанно плодородна, а люди не знают нужды, поэтому птица золотая, символ процветания.
Славяне верили, что там будут жить и представители божественного пантеона. Ценностями блаженного места были изобилие и мир, плоды местных деревьев приносили долгую жизнь, а вода обладала способностью питать жизнь.
Трудно не вспомнить птицу Рарог (вероятно, от Сварога, бога кузницы) из славянской мифологии. Рарог, огненный сокол, которого также можно увидеть в вихре пламени, изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки). Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем был превращен в имитацию трезубца, который стал современным украинским гербом.
Злой дух дома Кикимора
Злой дух (иногда жена домового), она предстает в образе маленькой, уродливой старушки. Кикимора живет за печкой или на чердаке дома и постоянно вредит людям: шумит, стучит по стенам, мешает спать, рвет шерстяную одежду, бьет посуду, травит скот и т. д. Иногда считалось, что без крещения кикимора станет мертвым младенцем, а иногда кикимора прикрепляла к строящимся домам злых плотников и печников. Живя в болотах и лесах, кикимора почти не причиняла вреда и обычно лишь пугала заблудившихся путников.
Происхождение кикиморы различно:
- Это и младенцы, умершие без крещения, и мертворожденные, и выкидыши, и уродливые дети без конечностей.
- Дети, рожденные от нечестивой связи с огненным змеем;
- Дети, проклятые родителями, похищенные или обмененные нечистой силой.
Кикиморы, как правило, селятся на территории дома, в котором по какой-либо причине умер ребенок, если под ним похоронен труп ребенка, если там находится повешенный или непогребенный труп. Иногда колдуны произносят заклинания.
Кикимора любит шутить с людьми, иногда представая в образе ребенка, брошенного посреди дороги. Ее представляли по-разному: как хозяйку хижины, жену домового, арендатора и так далее. В болотах и лесах Кикимомулу обвиняли в похищении детей, оставляя взамен заколдованные бревна. Присутствие Кикиморы в доме легко определялось по мокрым следам. Кикимора могла защитить себя, произнося молитвы с именем Бога или ругаясь в обратном направлении.
Темный Бог Кощей Бессмертный
Один из известных славянских архаических отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде старика с худой, скелетной фигурой и отталкивающей внешностью. Он агрессивен, мстителен, жаден и корыстолюбив. Неизвестно, является ли он олицетворением славянского внешнего врага, злого духа, могущественного мага или уникальной нежити.
Самым могущественным и непобедимым злым существом в славянской мифологии является бессмертный Кощей. По легенде, он был младшим из сыновей Чернобога, родиной которого был мир На’ви. Существует также версия, что Кощей произошел от Карачуна, бога зимы, и неразрывно связан со смертью и холодом. Так, в белорусских верованиях считалось, что бог Карачун укорачивает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте.
Бессмертный Кощей — умный персонаж, очень хитрый и манипулирующий. Кроме того, его отличает вечная сила и жестокость. Это существо низшего мира может манипулировать мертвыми душами и превращать их в любых людей и животных. Он вездесущ. Для него нет ничего загадочного. Все нечистые силы подчиняются Кощею. Внешне он представляет собой безбородого старика, высокого, худого и костлявого.
Неоспоримо, что Кощей обладал очень сильными магическими способностями, избегал людей и часто занимался излюбленным ремеслом негодяев всего мира — похищением девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен и представлен по-разному: то в комическом свете (Лукьяненко и Буркин в «Острове Русь»), то в виде киборга (Александр Чурин в «Судьбе Кощея в электронный век»).
«Чертой» Кощея было бессмертие, которое не было абсолютным. Как все, наверное, помнят, на волшебном острове Буяне стоял большой дуб (который мог внезапно исчезать и появляться перед путниками), а на дереве висел сундук. Внутри сундука был кролик, внутри кролика — утка, внутри утки — яйцо, а внутри яйца — волшебная игла, в которой была спрятана смерть Кощея. Сломав эту иглу (или, по одной из версий, разбив яйцо на голове Кощея), можно убить Кощея.
Лесной дух Леший
Лесной дух, защитница животных. Он высокий, у него длинная борода и волосы по всему телу. На самом деле он не злой, он ходит по лесу, защищает его от людей и время от времени показывает свое лицо. Он может принимать любую форму: растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или человека. Его глаза горят магическим огнем, а обувь он носит задом наперед.
В восточнославянском фольклоре (сказках, мифах, былинах) Леший — хозяин леса и хранитель его богатств (зверей, дичи, грибов, ягод). Как олицетворение леса, он часто предстает в растительном (в виде дерева, куста или пня), животном (медведи, кролики, лесные птицы, собаки, козы и т. д.) и зверином облике (медведи, кролики, лесные птицы, собаки, козы и т. д.). Они антропоморфны (одеты в звериные шкуры, с рогами и копытами), но имеют и антропоморфную внешность (обычно старики) и могут представляться родственниками или знакомыми. В Вологде существует легенда о том, что один человек встретил лешего в облике Сталина и предсказал начало войны (Топорков, Ильина.) Человекоподобный леший может менять свой рост. Они также могут появляться незаметно, как водовороты или туман. Помимо естественных звуков, они могут говорить на человеческом языке, свистеть, смеяться и хлопать в ладоши.
Иногда встреча с Лешим может закончиться плачевно. Они уводят людей в лес и бросают их на съедение зверям. Однако те, кто уважает природу, могут подружиться с этими существами и попросить их помочь им.
Злобный дух Лихо Одноглазое
Говоря о славянской мифологии, нельзя не упомянуть об одноглазом существе Лихо. В мифологии это злое, кровожадное, опасное, но в то же время умное и хладнокровное существо живет в лесу и спит на голых человеческих костях. Внешне оно напоминает худую великаншу с одним глазом, длинными спутанными волосами и длинными когтями.
Существует интересная легенда, согласно которой у Лихо изначально было два глаза: один — подарок Белобога, другой — Чернобога. Зверь обладал неуязвимостью перед человеческим оружием. Однако когда Лихо пришел служить, чудовище было разочаровано. Это произошло потому, что неприятности, которые Лихо причинял, приносили счастье «недостойным» людям. С тех пор Лихо ослеп на один глаз. Лихо — воплощение злой судьбы, и где бы он ни появился, все идет наперекосяк. Лихо — демон, но питается он человеческими страданиями и болью, а также может поедать животных.
Существо обитает в дикой местности, но часто встречается вблизи поселений, так как смельчаки приходят к ним в поисках пищи. Привязавшись к человеку, смельчак не оставляет свою жертву так просто и цепляется за жизнь. Они заглядывают в душу и видят насквозь все, даже самые потаенные страхи человека, и воплощают их в жизнь. Бороться с Лихо практически невозможно, и единственный шанс не подпускать его к себе — ткнуть ему в глаз при первой встрече. Это не убьет Лихо, но может значительно ослабить его.
Пословица «Не буди Лихо, пока он тихий» дошла до наших дней. В буквальном и аллегорическом смысле лихо означало несчастье. Лихо прикреплялось к человеку, садилось ему на шею (в одной из историй несчастный бросился в воду, пытаясь утопить Лихо, и утонул сам) и мешало жить.
Однако от лихо можно было избавиться — либо обманув лихо, либо силой воли, либо, как иногда рассказывают, отдав лихо другому человеку вместе с каким-нибудь подарком. Согласно самым мрачным предрассудкам, лихо может поглотить вас.
Русские русалки
В славянской мифологии русалки — это некая озорная нечисть. Русалками могут быть утопленницы, девушки, погибшие у водоема, или люди, купавшиеся в неположенное время. Иногда русалок отождествляли с «мавками» («нав» по-старославянски = мертвец), например, с детьми, умершими без крещения или задушенными матерью до смерти.
Глаза таких русалок горят зеленым пламенем. По своей природе русалки — мерзкие и злые существа, которые хватают людей за ноги и утаскивают под воду, или выманивают их с берега и обхватывают руками, чтобы утопить. Некоторые верили, что смех русалки приносит смерть (это делает русалку похожей на ирландскую банши).
Существовало также поверье, что русалки — это низшие духи природы (например, добрые «берегини»), которые не имеют ничего общего с утопающими и охотно помогают им.
Также различали «древесных русалок», которые жили в ветвях деревьев. Некоторые исследователи называют русалок полуденицами (польск.: rakanizi). Полуденицы — это низкие духи в виде девушки в прозрачном белом одеянии, которые живут в полях и помогают в полевых работах. Последний также является духом природы и, по поверьям, выглядит как маленький старик с белой бородой. Пол живет на возделанной земле и обычно покровительствует фермерам. Исключение составляют случаи, когда крестьяне работают в полдень, тогда он дарит им полдня и магическим образом лишает их рассудка.
Стоит также упомянуть Водяницу, разновидность русалки, которую окрестили утопленницей. Водницы предпочитают глубокие пучины, но часто поселяются под мельничными колесами, катаются на них, оскверняют жернова, мутят воду, промывают ямы и рвут сети.
Водница была женой водяного духа, который появлялся в виде старика с длинной зеленой бородой и, по поверьям, был сделан не из кожи, а из водорослей и (редко) рыбьей чешуи. Пучеглазая, толстая, жуткая водяная нимфа живет в глубине бассейна, повелевая русалками и другими подводными существами. Считается, что он разъезжает по своему подводному царству на соме, поэтому эту рыбу иногда называют «дьявольским конем».
По своей природе водяной не злой и даже является своего рода покровителем моряков, рыбаков и мельников, но время от времени он любит показывать фокусы и утаскивать купальщиков в воду. Моряки иногда наделены способностью превращаться в рыб, животных или даже бревна.
Истории о русалках распространены в русской литературе первой половины XIX века. Это речные или морские женщины, часто с хвостами рыб или драконов, которые соблазняют земных мужчин или мстят неверным возлюбленным, утаскивая их в воду. Этот мотив есть у Пушкина, Лермонтова, Ореста Сомова и многих других писателей. Этот мотив — печать литературного романтизма, заимствованного отчасти из западной литературы, отчасти из западной мифологии. Он сочетается с романтизмом и связанными с ним комплексными идеями, включающими интерес к этническим корням и народным традициям как к квинтэссенции национальной идентичности, как мы бы назвали это сегодня. Впервые это направление было представлено Жуковским, который в 1820-х годах перевел ряд немецких романтиков. Он ввел эти темы в русскую литературу, и вскоре все стали активно их использовать. Даже Гоголь, хорошо знакомый с народными традициями, увлекся западным романтизмом и заимствовал западные сюжеты — это видно в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Миргороде». Например, сюжет «Страшной мести» заимствован из повести Людвига Тика «Пьетро из Абано».
Со временем образ моряка как покровителя рек и озер изменился, и он стал восприниматься как могущественный «морской царь», живущий под водой в роскошном дворце. Из духа природы моряк превратился в некоего магического владыку, а герои народных эпосов (например, Садко) могли общаться с моряком, заключать с ним договоры и даже побеждать его хитростью.
Райская птица Сирин
Еще одно существо с женской головой, совиным телом и соблазнительным голосом. В отличие от арконоста и гамаюна, Сирин — не посланник свыше, а прямая угроза жизни. Считается, что эта птица обитает в «индейских землях близ рая» и на реке Евфрат, где она поет песню для святых на небесах. Услышав ее песню, люди полностью теряют память и волю, а корабль терпит крушение.
Истоки Сирин лежат в средневековых литературных традициях. Самые ранние изображения Сирина относятся к X веку и сохранились на глиняных табличках, колтах и височных кольцах (Киев, Корсунь). В средневековых русских преданиях Ширин, видимо, считается райской птицей, иногда слетающей на землю и поющей пророческие песни о грядущем блаженстве. В некоторых легендах, таким образом, ширин приобрел негативный оттенок и стал считаться птицей тьмы, даже посланником подземного мира. Истории о сладостном и чарующем воздействии крика сирина на человека содержатся в таких литературных произведениях XVII века, как «Физиология», «Азбука» и «Хронограф». Согласно апокрифической литературе, птица Сирин боится громких звуков, поэтому люди звонят в колокола, стреляют из пушек и дуют в трубы, чтобы отпугнуть ее.
Нетрудно предположить, что Сирины — это разновидность сирен из греческой мифологии. Однако, в отличие от них, птица сирин — не отрицательный персонаж, а метафора соблазнения людей различными искушениями.
Разбойник Соловей-Разбойник (Соловей Одихмантьевич)
Фигура из поздней славянской легенды, этот сложный образ сочетает в себе черты птицы, злого колдуна и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесу у реки Смородины под Черниговом и 30 лет охранял дорогу на Киев, никого не пуская туда и оглушая путников своим чудовищным свистом и ревом.
Соловей-разбойник — персонаж из русского Вайлина, разбойник. Фигура из реальной жизни.
О реальной жизни Соловья-разбойника известно немного. Неизвестно, когда и где он родился, но известно, что он жил в то время, когда был жив Илья Муромец.
Он был главарем крупной разбойничьей шайки. Предположительно, он использовал свой свисток (который на самом деле не был смертоносным, но был очень громким), чтобы предупредить других разбойников о приближении человека. Однако неясно, почему Соловей не окликнул остальных членов банды, когда к ним подошел Мромец. Возможно, он недооценил Мромеца. Мромец ранил Соловья и повез его в Киев, чтобы показать князю, а Богатырь казнил Соловья на Куликовом поле.
Соловей-разбойник построил свое гнездо в семи дубах, и, по преданию, у него были терем и три дочери. Богатырь Илья Муромец не побоялся разбойника и выбил ему глаз стрелой из своего лука, а во время боя свист Соловья-разбойника разнес весь лес в округе. Богатырь отвез пленного разбойника в Киев, где князь Владимир из любопытства сделал разбойнику соловьиный свист. Конечно же, соловей засвистел и чуть не разрушил полгорода. Тогда Илья Муромец отвел его в лес и отрубил ему голову, чтобы больше такого не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник потом вступил в бой в качестве помощника Ильи Муромца).
Интересные факты
- Владимир Набоков использовал псевдоним «Ширин» в своих первых романах и стихах.
- В 2004 году село Кукобой (Первомайский район Ярославской области) было объявлено «родиной» Бабы-Яги. День ее рождения отмечается 26 июля. Православная церковь решительно осуждает «поклонение Бабе-Яге».
- Илья Муромец — единственный бейлинский герой, канонизированный Русской православной церковью.
- Баба Яга также появляется в западных комиксах, например, в «Хеллбое» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры Quest for Glory Баба Яга появляется в качестве злодейки. В ролевой игре Vampire: The Masquerade Баба Яга — вампир из клана Носферату (характеризуется уродством и скрытностью). После ухода Горбачева с политической арены она вышла из подполья и убила всех вампиров клана Бурджа, правившего Советским Союзом.
Заключение
Очень трудно перечислить все существа в славянских сказках. Большинство из них плохо изучены и представляют собой разнообразных местных духов, таких как лес, вода, домовые, причем некоторые из них очень похожи друг на друга. В целом, большое количество нематериальных существ сильно отличает славянские карикатуры на чудовищ от более «приземленных» коллекций монстров других культур.
Мало кто из славянских «чудовищ» является таковым. Наши предки вели тихую и осторожную жизнь, а придуманные ими существа были родственны стихиям и по сути своей нейтральны. Если бы они и были враждебны человеку, то, скорее всего, лишь защищали бы матушку-природу и традиции наших предков. Сказки русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважать древнее наследие предков.
Ведь старые легенды быстро забываются, и вместо загадочной и озорной русской русалки приходит диснеевская рыбная дева с ракушкой на груди. Нам не должно быть стыдно изучать славянские легенды. Наши звериные мифы архаичны, в чем-то даже деревенски, ведь они одни из самых древних в Европе.