Искусство Османской империи — это уникальное сплетение исламских традиций, византийского наследия, персидской утончённости и турецкого кочевого духа. Оно охватывает множество форм: от архитектуры и каллиграфии до керамики, текстиля и миниатюрной живописи. Сегодня этот стиль вдохновляет художников, архитекторов и дизайнеров по всему миру.
Исторический контекст: от завоеваний к расцвету культуры
Османская империя просуществовала с 1299 по 1922 год, охватывая три континента. Под властью султанов искусство развивалось не только как способ самовыражения, но и как инструмент демонстрации могущества и веры. Именно при султане Сулеймане Великолепном (1520–1566) османское искусство достигло своего апогея.
Основные черты искусства Османской империи
Архитектура — священная геометрия и монументальность
Самое известное проявление османского искусства — архитектура. Мечети, мавзолеи, дворцы и фонтаны создавались с учётом эстетики и практичности.
Особенности:
- Симметрия и купольные конструкции
- Украшения мозаикой и изразцами
- Минареты и арочные порталы
- Пространственная гармония
Знаковые примеры:
- Голубая мечеть (Султанахмет) в Стамбуле
- Мечеть Сулеймание — шедевр архитектора Синана
- Топкапы-сарай — дворец султанов
Каллиграфия — искусство слова
В исламской культуре изображение людей и животных ограничено, поэтому каллиграфия стала высшей формой художественного выражения.
Стиль письма:
- Тульт (Thuluth) — для заголовков
- Насх (Naskh) — для текстов
- Диуани (Diwani) — официальный стиль султанского двора
Материалы:
- Золото, чернила, пергамент, дерево
Миниатюра и живопись
Миниатюрная живопись Османов развивалась под влиянием персидской традиции. Иллюстрации создавались в книгах, посвящённых истории, науке и придворной жизни.
Темы османских миниатюр:
- Битвы и военные походы
- Церемонии султанского двора
- Научные трактаты
- Астрономия и медицина
Изразцы и керамика: красота в деталях
Особенно славились изразцы из Изника (Iznik tiles), которыми украшали стены мечетей и дворцов.
Тип изделия | Основные цвета | Орнаменты | Использование |
---|---|---|---|
Изникская керамика | Синий, бирюзовый, красный | Геометрические и цветочные узоры | Интерьеры, стены, купола |
Тарелки и вазы | Кобальтовый, белый | Растительный орнамент, арабески | Домашний декор, коллекции |
Мозаика | Золото, зелёный | Каллиграфия, растительные мотивы | Купола, михрабы мечетей |
Текстиль и ковры
Османские ковры и ткани славились по всей Европе. Их экспортировали в Италию, Францию и даже в Россию.
Особенности текстильного искусства:
- Шёлковые ткани с золотыми нитями
- Орнаментальные композиции
- Символика (тюльпаны, гранаты, полумесяцы)
История возникновения искусства Османской империи
Османское искусство зародилось и развивалось с основанием Османской империи в Бурсе, но достигло своего расцвета после завоевания Византии. Его постепенное развитие можно проследить по многочисленным прекрасно сохранившимся памятникам в османских городах. На создание и характер османского искусства оказали сильное влияние четыре элемента: ислам, Аравия, Персия и Византия.
Ислам не остановил развитие искусства, как считают многие. Как и все другие религии, он покровительствовал и поощрял искусство. Как и все другие религии, он покровительствовал и поощрял искусство. Бог, который сам прекрасен, любит красоту», — говорит ислам. Однако под влиянием этих религий стало известно об особенностях исламского искусства. Запретив изображать человеческое лицо из страха перед идолами и иконами, ислам сделал мусульманских художников (арабов, персов и турок) совершенно равнодушными к живописи и скульптуре, направив все их творчество на архитектуру и декоративное искусство.
Арабское искусство Задолго до распространения ислама у арабов уже было свое архитектурное и декоративное искусство. На первых порах они уделяли мало внимания строительству культовых сооружений, поскольку ислам разрешал совершать богослужения повсюду. После славных завоеваний в Азии и Африке арабы стали отмечать религиозные победы строительством больших храмов. Арабские архитекторы, отвергая христианские и языческие художественные концепции, создавали новые и оригинальные формы.
Ислам, ставший религией всей Аравии, распространил свои завоевания на Персию, Египет и Индию, и арабское искусство повсеместно испытывало влияние местного искусства. При этом, где бы ни торжествовал ислам — в Египте, Сирии, Багдаде или Испании, — арабское искусство сохраняло свое неповторимое лицо, создавая богатое разнообразие деталей, характерных для различных подразделений.
Кааба
Первыми памятниками арабского искусства являются Кааба в Мекке и мечети Медины.

Кааба (араб. الكعبة المشرفة — Аль-Ка’бату-ль-Мушаррафа «Досточтимая Кааба») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети аль-Харам (Заповедная мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа.
Аль-Масджид ан-Набави

Аль-Масджид ан-Набави (араб. المسجد النبوي — Мечеть Пророка в Медине) — крупнейшая мечеть в Саудовской Аравии в городе Медина. Вторая святыня ислама после мечети аль-Харам в Мекке. Является второй самой крупной мечетью в мире. Место погребения пророка Мухаммеда.
Персидское искусство Влияние персидского искусства на османское было более значительным, чем арабского: в 637 году Персия стала вассальным государством, и мусульманский период сменил блестящий период Сасанидов. Эти перемены оказали глубокое влияние на весь уклад жизни в стране, о чем свидетельствует архитектура. Последующее развитие персидского искусства можно разделить на четыре периода, на которые оно оказало влияние: арабский, турко-сельджукский, монгольский и период Возрождения.
Первые персидские мечети напоминали арабские. Она построена по квадратному плану и окружена большим внутренним двором с портиком над колоннами. Внутреннее убранство мечети также напоминает об Аравии: куфические надписи, переплетающиеся ветви и, очень редко, арабески и многоугольники. Стены и потолок покрыты штукатуркой, расцвеченной зубцами и розетками. Персы стали использовать купола, колонны с прожилками и головки колонн, украшенные золотом или серебром.
В период правления Газневидов персидская архитектура испытала сильное влияние древнего Востока (Китая, Индии и древней Персии) через сельджукское искусство. Широко распространилось использование керамики и цветного кирпича для украшения зданий, а внешние купола и минареты покрывались пластинами из кованого металла.
Позже, под монгольским влиянием, стрельчатые арки становятся распространенной формой купола, а фаянс — основным декоративным мотивом, напоминающим о сасанидском периоде.
Наконец, сельджукское искусство было создано под влиянием персидского и арабского искусства и может считаться переходным периодом к османскому искусству и даже первым периодом его формирования благодаря расовому родству между турками-сельджуками и турками-османами. Изучая памятники в Конье (столице сельджуков), можно понять, что, несмотря на смешение арабских, персидских и византийских влияний, турки-сельджуки выработали собственную эстетику. Эти памятники богато декорированы фаянсом и величественно украшают внешние и внутренние стены зданий.
Искусство сельджуков Ирана

Искусство сельджуков Ирана. Сельджукское искусство признано за переплетение персидских, исламских и центральноазиатских тюркских элементов. Искусство сельджуков охотно воспроизводит фигурные изображения. Изобразительное искусство в целом представляло собой симбиоз мусульманской иранской традиции и традиционных элементов тюркской культуры.
Когда турки впервые начали строить мечети, медресе и школы, памятники сельджуков послужили им образцом. Тем временем влияние Византии уже начало прослеживаться во все еще величественных и тяжелых зданиях. Однако только во время правления султана Мехмеда Челеби османская архитектура приобрела свой оригинальный национальный характер благодаря несравненному Ешиль-Джами, построенному Ильясом Али. Бурса является подлинным музеем памятников этого периода.
Перенос столицы империи из Бурсы в Стамбул имел огромное значение для османского искусства в целом и в частности. Султаны, унаследовавшие римские и византийские традиции, обогатили новую столицу величественными зданиями (мечетями, дворцами, мавзолеями и фонтанами). Наряду с персидским и арабским влиянием, византийское было значительно сильнее.
Мечеть Баязида II

Мечеть Баязида II. Мечеть построена по приказу султана Баязида II в 1500—1506 годах. Диаметр купола — 17 метров. Минареты украшены кирпичным орнаментом. Здание построено из тесаного камня и мрамора. Колонны сделаны из порфира, офикальцита и гранита. Пол вымощен многоцветным мрамором. Практически все материалы для строительства были найдены и взяты в разрушенных византийских православных храмах и других руинах.
Мечеть Баязида II, построенная архитектором Хайреддином во время правления этого султана, была первой большой мечетью в Константинополе и одной из самых красивых. Стиль этой мечети несколько схож со стилем мечети Бурсы, но ее простота, полная величия и красоты, знаменует собой новый художественный этап в османском искусстве, на который повлияло византийское искусство.
Самым смелым реформатором османской архитектуры и самым известным османским архитектором был Синан, преемник Гейдреддина, который построил великолепную мечеть Сулеймание. Многочисленные памятники, возведенные Синаном в Стамбуле, Адрианополе и других городах, являются подлинными шедеврами османского искусства в период его расцвета. Этот богатый художественный расцвет приходится на самый славный период существования Османской империи.
Архитекторы мечетей ориентировались на Святую Софию и заимствовали из византийского искусства квадратный план, большие купола, полукупола, портики, полукруглые арки и стрельчатые арки.
Однако благодаря индивидуальному творчеству османских архитекторов все эти заимствованные формы, взятые в целом, создают нечто новое и оригинальное. Огромный корабль здания торжественен и величественен в своей простоте, освещенный бесчисленными окнами, льющими ровный, мягкий свет.
Итак, основной тип османской религиозной архитектуры — квадратный, с массивными колоннами, соединенными полукруглыми арками по четырем углам, и куполом, соединенным с колоннами парусами; большой пролет между четырьмя колоннами вымощен камнем, а полукруг в его верхней части вставлен большими оконными стеклами. Это самый простой тип мечети, как и Большая мечеть Михрима (1555) у Адрианопольских ворот. Чтобы увеличить внутреннее пространство мечети, ее окружали снаружи клуатром и низкими пристройками, обычно в один ряд, как в мечети Нури Османие, и реже — в два ряда, как в мечети Ени Валиде Джами.
Мечеть Сулеймание

Мечеть Сулеймание — вторая по значению и до открытия в 2019 году мечети Чамлыджа первая по размерам мечеть Стамбула, вмещает более 5000 верующих. Расположена в старой части города, в районе Вефа. Мечеть сооружена по приказу султана Сулеймана Великолепного архитектором Синаном в 1550—1557 годах.
Придерживаясь этих основных архитектурных стилей, искусство стремилось как можно больше разнообразить другие архитектурные элементы, особенно сочетание куполов: начало с полукупола над полукругом из четырех боковых пролетов и поднятие свода над четырьмя большими арками придавало главному куполу необычную легкость. К мечети были добавлены два типа куполов: мечети с двумя полукуполами, такие как Сулейман Джамиджи, и мечети с четырьмя полукуполами, такие как Ахмедие, Мехмедие и Ени Валидех Джами. Позже стали добавлять купола на углах и боковых пристройках. Варьируя форму и количество куполов, строители каждой мечети придавали своим мечетям особый характер. Часто встречается вспомогательная арка, поддерживаемая колоннами, с заполняющей пролет стеной. Эти арки были перенесены из древних зданий с коринфскими капителями, таких как упомянутая выше мечеть Сулеймание.
Перед мечетью обычно есть внутренний двор с портиком или калемом, в котором находится фонтан для омовения. Фонтаны также расположены по обеим сторонам мечети. Минареты мечетей похожи на церковные колокольни, но их количество варьируется: только мечети, построенные султаном, могут иметь четыре и более минаретов, а остальные — один или два. Количество минаретов варьируется: только мечети, построенные султаном, иногда имеют четыре и более минаретов, а другие — один или два.
Напротив Мекки находится михраб — аналог главного алтаря в церкви, своего рода стенная ниша, украшенная колоннами и драгоценными металлами. Перед михрабом иногда располагается хутба, с которой имам читает молитвы, а также возвышенная платформа для муэдзина и шейха.
Что касается внутреннего убранства мечетей, то для декора османских художников была характерна простота. В качестве декоративных мотивов использовались растения, фрукты и минералы, чаще всего — гороховые листья. Гороховый лист с его гибким стеблем прекрасно подходил для этой цели, и постепенно его естественная форма приобрела более традиционные декоративные характеристики. Из фруктов для украшения часто использовались айва и гранат, а из цветов — розы, гвоздики и тюльпаны, особенно на светских зданиях. Для украшения капителей и ниш над дверями и окнами османские художники использовали сталактиты, заимствованные у арабов.
Однако, несомненно, наибольшее место в декоре мечетей занимает цветной фаянс, заимствованный турками у Персии и сельджуков. Во времена правления султана Мехмета Селеба на фабриках Кутахира, Изника и Бурсы производился прекрасный фаянс, который по прозрачности красок и твердости эмалей намного превосходил фаянс, производимый сегодня. Славился и белоэмалированный персидский фаянс, украшенный гирляндами. Тюрбе-Шах-Заде в Стамбуле — один из лучших памятников, украшенных таким образом.
Османские архитекторы переняли персидскую практику установки в окнах мечетей известкового пестрого стекла с цветами и надписями.
Турецкая каллиграфия

Турецкая каллиграфия — это сочетание букв латинского алфавита, введённого в обращение с основанием Турецкой Республики в XX веке, с исламской каллиграфией (Хусни Хат); это отображение, написание латинских букв в соответствии с эстетикой каллиграфии, получившее признание и вызвавшее неподдельный интерес за последние тридцать лет.
Важным элементом декора является калем и каллиграфия. Турецкая каллиграфия заменила иконопись и всегда пользовалась уважением. Османские каллиграфы использовали разнообразные изгибы и хитросплетения линий, добиваясь поистине впечатляющих результатов. Работы с именами халифов, исламскими молитвами и кораническими афоризмами заменили у турок живопись и стоят очень дорого. Калемы и фрески используются для украшения второстепенных частей мечети (купола, потолки и ниши).
Наконец, мечети художественно украшают резьбой по дереву, перламутром, золотом и серебром. Двери, сделанные из небольших кусков дерева, очень искусно и прочно сконструированы и служат веками без единого следа.
Синан основал школу художников, влияние которой распространилось далеко за пределы империи. Ученики Синана, особенно Юсуф, построили великолепные мечети, дворцы и крепости в Монголии, Индии и других странах.
Фонтан Ахмеда III

Фонтан Ахмеда III. Фонтан султана Ахмеда III считается одним из самых красивых в Стамбуле. Фонтан находится сбоку от Айя Софии, практически перед входом в Топ Капы. Фонтан построен в правление султана Ахмеда III в 1728 году в стиле османского рококо в период Лале Деври (Тюлпанов).
Однако архитекторы следующего периода отходили от сложившихся традиций и искали новые пути. Лучшим произведением искусства этого периода является изящная мечеть Султана Ахмеда. Архитектор Мехмет Ага задумал это гениальное здание, которое явно отличалось от других мечетей Стамбула, благодаря знакомству с искусством других стран. После султана Ахмеда I османское искусство создало еще несколько замечательных памятников, таких как мечеть Синди в Ускюдаре и мечеть Ени Джами у Нового моста (1696). Позднее строительство богатых фонтанов Ахмеда III у Святой Софии и ныне разрушенных дворцов на берегах Босфора и Золотого Рога свидетельствует о серьезных попытках возродить национальное искусство, которое затем пришло в упадок.
Дворец Долмабахче

Дворец Долмабахче (тур. Dolmabahçe — «насыпной сад») — дворец османских султанов на европейской стороне Босфора в Стамбуле на границе районов Бешикташ и Кабаташ. Дворец Долмабахче был построен всего за 10 лет. Однако торжественное открытие состоялось лишь через три года после окончания стройки. Оно было приурочено к окончанию Крымской войны с Россией, в которой Турция считала себя победительницей.
История Турции переживает переходный период. Устаревший старый режим все больше попадает под европейское влияние, что отражается и на искусстве. Османские художники приближаются к европейским декоративным стилям. Они смешивают все стили и создают неоригинальные и уродливые здания, такие как мечеть Нури Османие и мечеть Лалели. Несмотря на усилия султанов после Селима III, европейский стиль в облике итальянского рококо повсеместно победил османский национальный стиль. Во время правления Абдул Мезида и Абдул Азиза (XIX век) были предприняты попытки построить несколько мечетей и дворцов в стиле Возрождения (дворец Долмабахче, Валиде Джами), но безрезультатно.
Османская империя в художественной литературе
События, связанные с Османской империей, фигурируют во многих произведениях художественной литературы. Однако большинство из них — исторические или приключенческие, как, например, турецкий телесериал «Эпоха великолепия». Некоторые из них — отличные детективные истории, как, например, серия Джейсона Гудвина о сыщике-евнухе Джасиме в Великобритании. С романами дела обстоят еще хуже.

«Имя мне — Красный» — роман турецкого писателя Орхана Памука, опубликованный в 1998 году и принесший ему международную известность. Страстная история любви, детективная загадка, многочисленные истории, легенды и сказания древнего Востока, искусно вплетенные в канву сюжета, погружение в тайны мастерства персидской миниатюры, изящное повествование — все это превращает произведение в подлинный шедевр.
Лучшие книги находятся на грани магического реализма. Например, роман «Имя мне — Красный» нобелевского лауреата и диссидента Орхана Памука — это детективная история, рассказанная глазами различных персонажей, в том числе неодушевленных предметов. Также роман Мэтью Райли «Турнир» — это криптоисторический роман об английской королеве Елизавете Тюдор, которая тайно путешествует в Стамбул в 1546 году, чтобы принять участие в международном шахматном турнире. Героиня романа Майкла Дэвида Лукаса «Стамбульский оракул» также пытается изменить ход истории с помощью магического амулета.

«Армагеддон. 1453» — военно-исторический роман известного в жанре современного канадского писателя Криса Хамфриса. В книге описывается полная приключений история наемника на фоне войны Константинополя с османским султаном Мехмедом. Довольно увлекательный и динамичный роман, реалии падения Константинополя описаны сочно и интересно.
Книга «Армагеддон. 1453» Хамфриса Криса не оставит тебя равнодушным, не вызовет желания заглянуть в эпилог. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги.
Другой подход заключается в создании исторических приключений, включающих в себя фантастические элементы. Так, например, поступает Крис Хамфрис в своем романе «Армагеддон. 1453», основанном на падении Константинополя.
Некоторые авторы также используют исторические события в своем антураже. Например, Влада Урошевич в сказке The Serpent’s Bride, в которой герои участвуют в битве при Лепанто, или Тим Пауэрс в фэнтези Black by Black, в котором турецкая осада Вены — лишь ширма для масштабного магического противостояния.

Скотт Вестерфельд «Бегемот»
Сюжет из двух историй двух разных людей превратился в единую историю большой войны и шпионской интриги. В «Левиафане» герои были мало знакомы и «плыли по течению» событий. В «Бегемоте» герои больше не мечутся: они чётко занимают позицию в войне на одной из сторон, они ставят цели, придумывают планы и создают события сами. Дэрин/Дилан и Алек больше не случайные попутчики — они напарники в борьбе. Вопросы личного характера отходят на второй план перед войной и подготовкой революции.
Есть, конечно, и альтернативные истории. Роман Скотта Вестерфельда «Бегемот» рассказывает о том, как главные герои не позволили Турции вступить в Первую мировую войну. Однако более масштабным произведением является трилогия Джона Куртенэя Гримвуда «Арабески» об Османской империи в XXI веке. Переломным моментом здесь также является Первая мировая война, которую Германия выиграла в 1915 году. Османская империя одержала победу и сохранилась до наших дней.
Что отличает искусство Османов от других исламских культур?
Культура | Особенности искусства |
---|---|
Персия | Богатые цвета, персидская поэзия, тонкая миниатюра |
Арабские страны | Преобладание каллиграфии, орнаментов, строгий минимализм |
Османская империя | Архитектурный размах, синтез культур, декоративное богатство |
Влияние искусства Османской империи в современности
Сегодня элементы османского дизайна активно используются в:
- Современном исламском искусстве
- Реставрации исторических объектов
- Интерьерном дизайне (восточный стиль)
- Выставках, музеях и галереях по всему миру
- Учебных программах по истории искусства
Заключение
Искусство Османской империи — это богатое визуальное и духовное наследие, которое продолжает вдохновлять человечество. В нём соединились красота, религия, власть и философия. Понимание и изучение этого искусства позволяет глубже понять не только османскую культуру, но и всю восточную цивилизацию.
Османское искусство — это не просто украшение, это язык империи, говорящий о её душе.