Куколки Bratz – это не просто игрушки, а настоящий культурный феномен, покоривший миллионы детей и коллекционеров по всему миру. С момента своего появления в 2001 году эти стильные куклы с большими глазами и дерзким образом стали серьезными конкурентами Barbie. В этой статье мы подробно разберем историю Bratz, их эволюцию, ключевые особенности и влияние на индустрию игрушек.
Предыстория
В детстве в Эквадоре креативщица бренда Bratz Мар Кантос бродила по магазинам игрушек в поисках Клоэ, Ясмин, Саши и Джейд. Ее привлекали не их ледяные веки, подушечки губ и головы, непропорционально покачивающиеся на невозможно стройных телах, — она была слишком мала, чтобы по-настоящему оценить их страсть к моде сквозь пластиковую оболочку. Вместо этого воображение Кантос захватили различные оттенки кожи и текстуры волос — особенности, которые Барби, 50-летняя кукла, доминировавшая в то время в индустрии игрушек, еще не успела принять.
Но взрослым купить Bratz было не так-то просто. Когда два десятилетия назад бывший дизайнер Mattel Картер Брайант предложил Micro Games of America Entertainment свою куклу «невоспитанного подростка», генеральный директор Айзек Лариан решил, что она выглядит «уродливо». MGA только недавно перешагнула порог своего стартапа на рубеже тысячелетий, и модная кукла — это новая территория. Брайант представил свой рисунок генеральному директору, когда дочери Лариана, Джасмин, было всего 11 лет. Отец спросил ее мнение, и она с «сияющими глазами» заключила: «Это мило».
Лариан, который до сих пор тревожит дочь своей склонностью к риску, вложил деньги в кукол, основываясь только на реакции дочери (позже Джасмин также вдохновит ее на имя «Ясмин»). Он курировал производство этнически инклюзивного «набора Братц» — отражение, как утверждает Джасмин, расового разнообразия самой команды MGA — и продавал группу девочек в крупные магазины по всей Америке. В ходе обзвона продавцов одна розничная корпорация сочла кукол слишком рискованными для своего более консервативного потребителя. Однако проблема заключалась не в топиках Bratz в стиле Coyote Ugly, а в оттенках их кожи: светловолосая и голубоглазая Клои, по их мнению, была единственной куклой, которую они хотели бы купить. «Они идут вместе», — возразил Лариан. «Вы либо покупаете их всех, либо ни одной».
Так началось царствование кукол Братц, которым 21 мая исполнилось 20 лет. Благодаря своей этнической неоднозначности, ставшей ключевым фактором их привлекательности для детей всех рас, за первые пять лет существования на рынке продажи кукол достигли 2 миллиардов долларов. В 2004 году данные о продажах показали, что Братц обогнали Барби в Великобритании, а к 2006 году они составили 40 % всех продаж кукол. В течение следующих четырех лет MGA и Mattel вели ожесточенную войну, оспаривая плагиат и право собственности (Mattel утверждала, что концепция Братц принадлежит им, поскольку Картер Брайант был сотрудником Mattel) в серии юридических сражений. Одновременно с этим моральная паника вокруг влияния стаи Братц достигла апогея.

Кто придумал Bratz?
Идея кукол Bratz принадлежит дизайнеру Картеру Брайанту, который работал в компании MGA Entertainment. Вдохновленный уличной модой и поп-культурой, он создал концепцию «девочек с характером», которые отличались от классических кукол того времени.
Появление кукол Братц
Куклы Братц появились на свет в 2001 году как детище бывшего сотрудника компании Mattel Картера Брайанта. Брайант был дизайнером одежды для Барби, когда он придумал и в конечном итоге продал эту идею конкуренту MGA Entertainment, в результате чего получилось то, что стало самым успешным предприятием производителя игрушек.
Джейд, Клои, Ясмин и Саша, которых называли «девочками со страстью к моде», были упакованы в индивидуальные коробки с множеством предметов, демонстрирующих их чувство стиля: туфли на завязках, рюкзаки, сочетающиеся друг с другом вещи и аксессуары для волос (кто может забыть шляпу в стиле Спинелли, которая сидит на голове Джейд?). Братцхеды узнали об идиосинкразии каждого члена стаи Братц из описания на обратной стороне коробки, которое звучит как выдержка из моего дневника в 2001 году: «Мои друзья зовут меня „Кул Кэт“, потому что я люблю кошек! И потому что я крутая!!!!».
Помимо того, что эта четверка была модной и экспериментальной, ее состав был освежающе разнообразным. У каждой куклы заметно отличался оттенок кожи и цвет волос, а их расовая неоднозначность оставляла место для широкого представительства. Саша, Ясмин, Клоэ и Джейд образовали бесформенную мультиэтническую группу друзей, в которой не было лидера. Их бобби-головы, ледяной макияж и модная обувь — во всей своей квинтэссенции славы 2000-х — были отголоском того времени.
Благодаря своей широкой популярности первый выпуск Bratz стал полным триумфом. В первый же год продажи линии составили 97 миллионов долларов по всему миру. К 2005 году доходы выросли до двух миллиардов, и на основе первоначального успеха основной четверки появилось множество спин-оффов — от полнометражного фильма до анимационного шоу и Bratz Petz, линии плюшевых кошечек, собачек и неожиданно лисичек.
В последующие годы в группу добавилась Мейган, первая рыжая девочка, получившая прозвище «Funky Monkey», что означало, что вместе с пижамой к ней прилагался маленький плюшевый розовый орангутанг.
Первая коллекция
В мае 2001 года вышли первые четыре куклы:
- Клои (Chloe) – блондинка с любовью к моде.
- Ясмин (Yasmin) – латиноамериканская красавица.
- Саша (Sasha) – афроамериканская модница.
- Джейд (Jade) – азиатская стиляжка.
Их отличительные черты:
- Большие глаза с накладными ресницами.
- Полуоткрытый рот с блестящей помадой.
- Сменная одежда в уличном стиле.

От Барби к Братц
«На смену Барби приходят куклы Братц, от которых так и веет современным «теплом», с едва заметной одеждой и откровенными темами свиданий», — говорится в докладе 2008 года под названием „Сенатское расследование по вопросу сексуализации детей в современной медиасреде“. «Куклы выглядят как уличные проститутки», — ворчал один отец в 2006 году в журнале New Yorker. Знаете эти «пампинг-вечеринки», на которых люди делают пластические операции по дешевке? Они выглядят как жертвы «пампинг-пати»».
Доктор Джиллиан Эрнандес, исследователь эстетики чернокожих и латиноамериканцев, преподаватель общественных искусств и куратор, впервые узнала о куклах Братц, когда ее дочь попросила одну из них в начале 2000-х годов. В то десятилетие куклы The Pussycat Dolls выступали в откровенных нарядах, а Ким Кардашьян улаживала судебные тяжбы вокруг обнародования своего секс-видео, но именно гиперсексуальность Братц вызывала у нее неприятные ощущения. Спустя годы Эрнандес стала отказываться от комплиментов, когда ей говорили, что она выглядит как кукла Братц. Вынужденная столкнуться с собственными предубеждениями благодаря Братц, Эрнандес поняла, как много «расистских и сексистских идей о гендерных отклонениях и теле» она на самом деле усвоила.
«Я поняла, что Барби — это еще и сексуальная репрезентация», — объясняет она. «Однако тело Барби воспринимается как приемлемое из-за ее белизны, а тело Братц — как неприемлемое из-за их расового различия»
Ясмин Лариан утверждает, что во многом эта реакция была вызвана действиями компании Mattel, и в 2015 году куклы, страдающие от неправильного восприятия и противоречивого творческого подхода, были сняты с производства.
«Они пытались очернить бренд, привлекая Американскую психологическую ассоциацию и все такое прочее, но в конце концов эти яркие куклы были новаторами и раздвигали границы»
Сравнение с Barbie
Характеристика | Bratz | Barbie |
---|---|---|
Год выхода | 2001 | 1959 |
Стиль | Уличная мода, дерзкий образ | Классическая элегантность |
Анатомия | Большая голова, тонкое тело | Пропорциональная фигура |
Целевая аудитория | Дети 6-12 лет | Дети 3-10 лет |


Неприятности в мире Братц
Успех Братц заставил компанию Mattel, производителя Барби, быть в состоянии повышенной готовности, поскольку она столкнулась с первой в истории угрозой для неоспоримой монополии модной куклы, родившейся в 1959 году. Тот факт, что создатель Братц Брайант перешел от Mattel к MGA, запутал ситуацию и в итоге породил целый шквал юридических баталий и исков, связанных с интеллектуальной собственностью, которые продолжаются до сих пор. Тем временем за пределами зала суда назревал другой конфликт, связанный с Братц.
Насколько Братц и их бравада полюбились публике, настолько же они подверглись критике. Родители и ученые были возмущены тем, что они считали чрезмерно сексуализированными детскими игрушками, и Американская психологическая ассоциация согласилась с этим в 2007 году в своей целевой группе по сексуализации девочек.
Любая значимая информация, полученная в ходе таких исследований, была искажена неистовым осуждением шлюх Братц. Наберите слово «Братц» на нескольких форумах, и вы найдете минное поле язвительных комментариев, таких как «Кто-нибудь замечал, что Братц похожи на маленьких больных шлюшек?» и «Почему мама разрешала мне играть с ними? Они похожи на злобных шлюх». Критика также касалась того, что куклы Bratz могут препятствовать формированию здорового образа тела, а мультяшный контекст преувеличенных черт кукол был для многих непонятен.
Владельцы кукол 2000-х годов разделились на два лагеря: сторонники Братц или сторонники Барби, а приверженцы Барби быстро заявили о себе в пуританских высказываниях, таких как это, найденное на Yahoo Answers: «Мне 13, и я выросла с Барби. Красивые, девчачьи, невинные, Барби».

Юридические войны и упадок бренда
Судебные иски от Mattel
Компания Mattel (создатель Barbie) подала в суд на MGA, утверждая, что идея Bratz была украдена у них, так как Картер Брайант ранее работал на них.
- 2008 год – суд постановил, что MGA должна выплатить Mattel $100 млн.
- 2011 год – апелляционный суд отменил решение, и Bratz вернулись на рынок.
Снижение популярности
После судов продажи кукол Bratz упали, но в 2015 году MGA попыталась перезапустить бренд с обновленным дизайном.

Почему Bratz стали хитом?
Куколки Bratz быстро завоевали любовь детей благодаря:
- Смелому стилю – джинсы с низкой посадкой, короткие топы, массивная обувь.
- Разнообразию – разные этнические типажи.
- Дополнительным аксессуарам – сумочки, украшения, косметика.

Творчество, вдохновленное куклами Bratz
Независимо от того, на чьей вы стороне, Bratz, несомненно, привнесли дискуссию о женской сексуальности, образе тела и расовом разнообразии в мире игрушек на общественную арену, где раньше ее практически не было. Непомерное количество времени и денег было потрачено на то, чтобы определить, кто является владельцем Bratz, но дух кукол остался свободным и необузданным благодаря процветающему онлайн-сообществу. Даже падение продаж после неудачного ребрендинга в 2015 году, в результате которого куклы были сняты с производства в следующем году, не смогло остановить их жизненную силу, о чем свидетельствует прошлогодний #BratzChallenge, который распространился по интернету как лесной пожар.
Вирусный феномен, в ходе которого все желающие били свои лица, чтобы повторить лица Братц 2000-х годов, последовал за выпуском коллекционной модели Братц 2018 года, разработанной британским иллюстратором моды Хейденом Уильямсом. Уильямс помог вернуть бренд к его корням, наделив свою линию кукол фирменной беззастенчивостью Братц, что неудивительно, учитывая, что он является столпом онлайн-сообщества Братц.
Уильямс с нежностью вспоминает тот момент, когда в его жизни появились Bratz. Сначала он заметил основную четверку в праздничной брошюре Toys «R» Us, а затем в телевизионной рекламе, которая очаровала его уникальным сочетанием кукол, реальных людей и анимации. «Они действительно выделялись на фоне других модных кукол», — говорит он мне. Поход в Woolworths принес юному Уильямсу его первую куклу Bratz, и он мечтал о том, что однажды создаст собственную коллекцию для бренда.
В 2017 году Уильямс впервые в жизни летит в Лос-Анджелес, в штаб-квартиру MGA, после того как привлек внимание генерального директора Айзека Лариана. Возглавив линию Bratz Collector, Уильямс вернул кукол на пик популярности 2000-х годов и напомнил фанатам, почему они полюбили этот бренд 17 лет назад. Помимо миндалевидных глаз и пухлых губ, он позаботился о том, чтобы в коллекции было много сочетающихся между собой вещей, что является основополагающим принципом Bratz.
Уильямс продолжает пестрить в своих социальных сетях иллюстрации звезд, изменивших Братц (например, красотки Меган Ти Сталлион), на радость своему миллиону с лишним подписчиков.

Возрождение Bratz в 2020-х
Коллаборации и ретро-коллекции
Сейчас Bratz снова в тренде благодаря:
- Выпуску лимитированных серий (например, Bratz 20 Years Anniversary).
- Коллаборациям с брендами (Bratz x GCDS, Bratz x Kylie Jenner).
- Популярности в TikTok – хэштег #Bratz имеет миллионы просмотров.
Bratz в поп-культуре
- Фильмы: «Bratz: The Movie» (2007).
- Мультсериалы: «Bratz: Rock Angelz» (2005).
- Косплеи и фэшн-тренды – многие блогеры копируют стиль кукол Bratz.

Макияж в стиле Bratz
В 2017 году визажист из Лас-Вегаса Малайзия Херд, известная в сети под ником OhhMaly, наблюдала за тем, как несколько бьюти-активисток запустили «Братц-челлендж». В видеороликах, опубликованных на YouTube, одни участницы воплощали эстетику Братц с помощью подводки и контура губ, а другие рисовали увеличенные глаза и резко очерчивали фирменный пухлый рот кукол. Склонность 25-летней девушки к мультяшным экспериментам позволила ей оказаться в последней группе. Херд быстро загрузила снимок в социальные сети и отправилась по делам. В течение часа снимок набрал вирусную популярность, а количество ее подписчиков удвоилось менее чем за 48 часов. До вызова Братц уроки макияжа Херд набирали около 1000 просмотров, а ее видео с Братц — полмиллиона.
«Меня привлекло это испытание в первую очередь потому, что я люблю макияж с большими глазами, а здесь он доведен до крайности», — говорит она. «Я очень любила этих кукол в детстве. Мода и макияж никогда не давали сбоев!»
В подписи ко многим клипам #BratzChallenge в качестве вдохновительницы указана включённая Мар Кантос из Херда. Разочаровавшись в нью-йоркской модной сцене, движимой эгоизмом, 22-летняя фотограф-продюсер вернулась домой в Эквадор, чтобы обдумать свои дальнейшие действия. Там она вновь открыла для себя свою коллекцию кукол. Свобода творчества без оков коммерческой программы позволила Кантос создать стиль и снять своих кукол Братц, а затем оцифровать их, чтобы они приобрели черты популярных знаменитостей. «Ни с того ни с сего», — говорит она, — „все перевернулось“.
«Люди по всему миру воссоздавали для себя образы, которые я создавала на своих куклах», — добавила она. «Это было так дико, так много контента, так много свободной прессы для «мертвого» бренда в тот момент»
Сейчас Кантос работает создателем контента для социальных сетей Bratz, преображая в цифровом формате всех, от вирусного поэта Аманды Горман до модели-инвалида Аарона Филипа, для 500-тысячной аудитории бренда в социальной сети. Это направление, которое, несомненно, соответствует изначальному посылу бренда.

Стандарты красоты и их связь с куклами Bratz
В то время как ранняя траектория развития Bratz в основном проходила на фоне красоты большегрудых, худощавых и преимущественно белых женщин, в отличие от худощавой Пэрис Хилтон или хирургически сладострастных кроликов Playboy, куклы были миниатюрными с заметно маленькой грудью. Кроме того, на их лицах присутствовали несомненные этнические признаки: миндалевидные глаза, полные губы. Они не всегда считались привлекательными по общепринятым, европоцентристским стандартам красоты. В беседе с New Yorker в 2006 году Лариан, уроженец Ирана, подчеркнул, что MGA отказывается «навешивать ярлыки» на кукол: «Не называйте их афроамериканцами. Не называйте их латиноамериканками, ближневосточными или белыми. Просто передайте разницу».
«Основное влияние, которое они оказали, заключается в том, что цветные девушки и их стиль стали частью мейнстрима, и это, безусловно, оказывает огромное влияние на стандарты красоты», — говорит доктор Эрнандес.
Достижение этих стандартов, безусловно, подтолкнуло женщин к модификации тела, к чему, по мнению доктора Эрнандес, Братц, возможно, «имеют какое-то отношение». Пластический хирург из Остина и член консультативного совета Realself доктор Джонни Франко утверждает, что в последние годы популярность «кукольных» черт растет. К ним относятся «v-образное» лицо кукол, приподнятые брови, пухлые губы и увеличенные щеки. Особым спросом, по его словам, сейчас пользуется контурная челюсть.
«Тенденции к кукольности чаще всего возникают благодаря социальным сетям», — говорит он. «Фильтры и редактирование фотографий привели к тому, что у пациентов изменилось ощущение нормальности».
«Какими бы продвинутыми ни были приложения и фильтры, они позволяют людям изменять основные точки лица или тела [вплоть до превращения их в карикатуры]», — добавил сертифицированный пластический хирург с двойным дипломом и консультант Realself, доктор Дэвид Шафер из нью-йоркской клиники Shafer. «Они фиксируются на глазах, щеках или губах, а затем преувеличивают или усиливают эти черты»
Тем не менее, это преувеличение способствовало появлению все более «глобализированной» внешности — примерно как у самих кукол Братц. Миндалевидные «лисьи» глаза, которые достигаются за счет натяжения кожи вокруг висков с помощью нитей или подтяжки лица, — одна из ключевых черт, которая делает Братц этнически неоднозначными. По словам Кристин Чиу, соучредителя отделения пластической хирургии в Беверли-Хиллз и звезды популярного реалити-шоу Bling Empire, копирование этой эстетики — не что иное, как присвоение, и она охотно вспоминает, как в детстве ее дразнили за форму глаз.
По словам Джасмин, «влияние на идеал красоты» никогда не входило в намерения Братц, но это, безусловно, свидетельствует о том, что куклы прочно удерживают позиции в поп-культуре.
«Герои становятся стандартом. Я думаю, что Кардашьяны были очень вдохновлены куклами Братц, и они стали культурными иконами, которые питают ту же эстетику»
В одном из эпизодов шоу Keeping Up With the Kardashians в 2017 году Кендалл Дженнер сказала младшей сестре Кайли, что она «похожа на куклу Братц». Это сравнение также сделала Жюстин Верас, выпускница магистерской программы по гендерным, сексуальным и женским исследованиям Университета Флориды, которая отмечает, что белые женщины склонны заимствовать популярные черты цветного населения. Верас была увлечена куклами Братц в детстве из-за того, что они, казалось, отражали чернокожих и латиноамериканских женщин, окружавших ее. Она помнит, как Братц выглядели «сексуализированными и расовыми» рядом со своей более «невинной» коллегой Барби, потому что «эстетика Братц и цветных женщин переплетается».
«Существует неоспоримая корреляция между красотой Кардашьян-Дженнер в Instagram — широкие бедра, большие губы, вся гиперсексуальная эстетика цветных женщин — и Братц«, — сказала она, добавив, что они излучают „крутую, “плохую» энергию» своим стилем. «Братц продолжают олицетворять сопротивление и отклонение от нормативной культуры, что, как мне кажется, и придает им привлекательность».
«Братц всегда были изгоями среди кукол, и это о многом говорит», — соглашается Кантос. «Девочки, которые задают нынешние стандарты красоты, — это девочки, у которых, скорее всего, в детстве были куклы Братц».

Широкое влияние кукол Bratz
Благодаря повсеместному возрождению трендов Y2K (в том числе джинсов с низкой посадкой, пальто с меховой подкладкой и сапог до колена) Братц вновь обрели статус иконы стиля. За последние три года пользовательский контент, посвященный Братц, набрал 1,7 триллиона просмотров — в 12 раз больше, чем Барби. Именно эта приверженность потребителей Братц привела Ясмин Лариан обратно в семейный бизнес. Несмотря на успех своего бренда женской одежды Cult Gaia, Ясмин заняла пост креативного директора Bratz в 2020 году.
Если раньше политизация кукол часто проецировалась на них самих, то теперь бренд делает политические заявления по собственной воле под руководством Жасмин. После убийства Джорджа Флойда Bratz выпустили заявление, в котором осудили жестокость полиции. Еще одно заявление осуждает расистские нападки на азиатско-американское сообщество. Это было беспрецедентно громкое заявление со стороны компании по производству игрушек, демографической аудиторией которой остаются девочки от семи до двенадцати лет, но оно ясно дало понять: девочки Братц наконец-то вступили в свои права. (Хотя Bratz — не единственные, кто пытается оставаться актуальными в нынешнем социально-политическом климате).


Где купить оригинальные куклы Bratz?
Если вы хотите купить Bratz, обратите внимание на:
- Официальный сайт MGA Entertainment.
- Amazon, eBay – там продают редкие коллекционные модели.
- Локальные магазины игрушек (например, Детский мир).

Заключение
Куклы Bratz – это больше чем игрушки, это часть модной культуры 2000-х. Несмотря на взлеты и падения, бренд остается популярным среди коллекционеров и поклонников ретро-стиля. Если вы ищете стильные куклы с историей, Bratz – отличный выбор!
В преддверии 20-летнего юбилея бренда Bratz остается неясным, будет ли он продолжать выпускать кукол. И хотя Bratz может уйти на перерыв, быть снятой с производства или колебаться в среде мемов, я сомневаюсь, что ее наследие когда-либо покинет наше коллективное сознание — просто спросите некоторых из основателей ее постоянно растущего онлайн-сообщества. «Я не думаю, что другой кукольный бренд сможет оказать такое же влияние на поп-культуру, какое оказали Bratz», — считает Харрис. «Они будут жить и продолжать вдохновлять нас на творчество в будущем».
В результате исследования этой статьи куклы Bratz проникли в мою жизнь через все возможные цифровые каналы, но я не жалуюсь. Их безапелляционная энергия излучается через экран моего компьютера, напоминая мне, что девочки-мечты из моего детского воображения актуальны как никогда — и что размер или неодушевленность никак не влияют на их силу.