Дзюндзи Ито, несомненно, сформировал мангу ужасов, какой мы ее знаем, идя по стопам таких легенд, как Кадзуо Умэдзу, и одновременно прокладывая свой собственный путь, полный незабываемых серий — от полнометражных до адаптаций и сборников рассказов. Его уникальный и мгновенно узнаваемый стиль сделал его известным не только среди поклонников манги, но и среди любителей ужасов по всему миру. От зубного техника до одного из самых плодовитых творцов современности, Дзюндзи Ито оказал огромное влияние на жанр ужасов.
Его работы наполнены высокодетализированными, стилизованными панелями, тревожной атмосферой и странным по красоте кровотечением. Но в его историях всегда есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд.
Дзюндзи Ито — знаменитый японский мангака, специализирующийся на жанре ужасов. Его работы захватывают читателей жуткими образами, непредсказуемыми сюжетами и уникальным подходом к теме страха. В этой статье мы рассмотрим, чем уникальны произведения Дзюндзи Ито, какие из них самые известные, и почему они стали культовыми в мире хоррор-манги.
Просмотр интервью с Дзюндзи Ито помог мне лучше понять его самого и его работы. Если вы пытаетесь познакомиться с Дзюндзи Ито, я настоятельно рекомендую сделать это, особенно его эпизод, посвященный Urasawa Naoki no Manben. Почти все, включая его издателей, называют его мастером ужасов, и хотя я согласен с этим, прочитав все его серии, в нем есть нечто большее, чем просто этот титул. Он производит впечатление приземленного, симпатичного парня, которому искренне нравится создавать свой причудливый мир ужасов, что заставляет меня любить его работы еще больше.
Кто такой Дзюндзи Ито?
Дзюндзи Ито родился в 1963 году в префектуре Гифу, Япония. Изначально он планировал стать дантистом, но его увлечение рисованием манги постепенно привело его к созданию комиксов. Ито вдохновлялся работами таких авторов, как Кадзуо Умэдзу и Хидэси Хино, но со временем выработал собственный стиль, который отличается гипердетализированными рисунками и элементами ужаса, запоминающимися своей изощренностью.
Стиль и особенности творчества Дзюндзи Ито
Ито известен своим уникальным подходом к изображению страхов. В его манге часто присутствуют элементы:
- Психологический ужас — Ито мастерски исследует глубинные страхи людей и их восприятие необъяснимых событий.
- Телесный ужас — его работы часто включают в себя сцены деформации, мутаций и физического трансформирования.
- Философия безысходности — персонажи Ито редко находят выход из своих злоключений, что создает мрачную и пугающую атмосферу.
Каждое его произведение пропитано атмосферой нарастающего ужаса, заставляя читателей погружаться в миры, где обычные страхи превращаются в нечто невообразимо ужасное.
Истории Дзюндзи Ито, хотя и наполнены ужасами, часто отличаются игривостью, камбиозностью и фантазией, переходя от ужасов к комедии и социальным комментариям. В интервью Наоки Урасаве Ито признался, что, возможно, он так и не повзрослел, и в его рассказах можно почувствовать это бесконечное детское чувство удивления, пусть и извращенное. В его историях оживают причудливые, запредельные ужасы, но при этом он рассказывает их так, что они кажутся странно правдоподобными, даже когда они часто выходят далеко за рамки нашего обычного понимания, смешивая реальность со сверхъестественным. Он умеет сделать повседневную неуверенность или страх, которые мы можем испытывать, чем-то обыденным, и это часть того, что делает его работы такими интересными.
От космического ужаса до боди-хоррора, психологических, сверхъестественных историй и научно-фантастического ужаса — Дзюндзи Ито исследовал практически все поджанры ужасов через свой уникальный взгляд. Читая его работы, можно понять, что в душе он настоящий фанат ужасов. Он отдает дань уважения своим влиятельным творцам, таким как Кадзуо Умэдзу, но при этом умудряется сохранять полную оригинальность своих работ, отвоевывая свое собственное место в жанре, как мало кто до него делал. Когда вы видите мангу Ито, она сразу же узнаваема.
Это лишь малая часть того, что предлагает Дзюндзи Ито, но я позволю его работам говорить за себя. В этом посте я расскажу обо всех его сериях, доступных на английском языке, начиная с 12 сборников рассказов, затем двух адаптаций и заканчивая семью полнометражными работами. Я также поделюсь своими личными фаворитами и расскажу о том, с чего лучше начать новичкам.
Сборники мини-рассказов Дзюндзи Ито в формате манги
Дзюндзи Ито известен своими сборниками рассказов, 12 из которых вышли на английском языке, и еще больше — на подходе. Дзюндзи Ито говорил в интервью, что ему нравится писать короткие рассказы, потому что они хорошо подходят для ужасов, а также потому, что это позволяет ему лаконично излагать свои идеи.
Поскольку сложно говорить о коротких рассказах, не выдавая слишком многого, я расскажу о том, что входит в каждый сборник, и выделю свои любимые истории. Поскольку сборников так много, бывает трудно понять, с чего начать, а собирать их все может оказаться накладно. Учитывая это, я также расскажу вам о тех сборниках, которые я рекомендую приобрести в первую очередь.
Соити
Соити — это сборник из десяти рассказов о хорошо известном и извращенном проказнике Дзюндзи Ито, Соити. Хотя в Кайдане он появляется в нескольких новых историях в виде более старой версии самого себя, этот сборник рассказывает о происхождении Соити. Здесь рассказывается о его детстве и юности, о первых днях и домашних шалостях. В сборник включены истории, в которых он изводит своих братьев и сестер, когда они приезжают из Токио, издевается над одноклассниками и даже работает со своим учителем, который пытается ему помочь и видит в Соити себя, как когда-то проблемного ребенка.
Одна из моих любимых историй связана с Соити и его старшим братом, который пытается готовиться к экзаменам, но не может, потому что Соити сводит его с ума постоянным шумом. Вместо того чтобы решить проблему в корне, их отец решает нанять строительную компанию для звукоизоляции комнаты. Разумеется, все идет не по плану, поскольку Соити использует этот шанс, чтобы подшутить над братом. Проделки Соити всегда тщательно продуманы и достаточно извращены, чтобы оставаться уморительными, так что это увлекательное чтение.
Его семья просто отмахивается от его поступков, словно он какой-то бунтарь, странный ребенок, который только и делает, что засовывает гвозди в рот и стреляет ими в людей, разговаривает с куклами, называет себя Лордом Я и проклинает всех, кто игнорирует или смеется над ним, и так далее. Они портят его, что только добавляет юмора, но и добавляет слой беспокойства, поскольку вы, читатель, знаете, насколько опасным может стать Соити впоследствии, если кто-то не вмешается. Если задуматься, в Соити есть доля серьезности. Несмотря на то, что все это написано в шутку, если вы, как и я, когда-нибудь чувствовали себя не в своей тарелке, Соити может показаться вам созвучным. Он — экстремальная версия черной овцы в семье или неудачника в классе, но в нем есть что-то, что может задеть за живое, хотя он и выходит на совершенно другой уровень.
Соити — непутевый проказник и неудачник, влюбленный во все темное, но есть в нем что-то такое, за чем забавно наблюдать. Если вы поклонник Соити, то этот сборник просто необходим для прочтения. Но если вы не поклонник Соити, то, возможно, вам стоит пропустить эту мангу, поскольку она посвящена только ему. Кому-то он может показаться раздражающим, но мне нравится наблюдать за его извращенными проделками. Впрочем, стоит ли брать этот сборник, зависит от того, как вы относитесь к Соичи как к персонажу.
Кайдан (Новые голоса в темноте)
Если бы вы спросили меня в любой день, какая моя любимая коллекция Дзюндзи Ито, я бы ответил «Дрожь», а в другой день — «Кайдан». В Кайдане полно историй, которые я люблю, потому что они либо закрученные, либо странные в самом лучшем смысле этого слова. В нем есть идеальный баланс между серьезными и комедийными историями, которым так славится Дзюндзи Ито.
В этот сборник вошли 13 рассказов:
- Кровососущая тьма,
- Призраки прайм-тайма,
- Рев,
- Связанные с Землей,
- Звонок в камеру смертников,
- Тайна дома с привидениями,
- Тайна дома с привидениями: Версия Соичи,
- Любимый питомец Соичи,
- В зеркальной долине,
- Я не хочу быть призраком,
- Видение библиотеки,
- Великолепная песня теней,
- Разбитый.
Моя любимая история в этом сборнике — Связанные с Землей. В нем рассказывается о людях, которые таинственным образом привязываются к определенным местам, и поворот в этом рассказе просто идеален — возможно, это мой любимый поворот в любом из его рассказов. Мне также очень понравился «Звонок в дверь камеры смертников», в котором концепция прощения и обид рассматривается очень интересно. В нем рассказывается о семье, которую терроризировала банда, в результате чего погибли два члена семьи, и рассказывается о том, как они справляются с этой травмой. Далее — «Тайна дома с привидениями», «Тайна дома с привидениями: Версия Соичи» и «Любимый питомец Соичи», в которых речь идет о Соичи — мальчике, чье бунтарство оборачивается ужасом.
В этих историях Соичи стал старше и управляет домом с привидениями, который переезжает из города в город. Мы получаем две версии истории — от третьего лица и от Соичи, а также историю о Соичи и домашнем коте его семьи. В «Любимом питомце Соичи» есть одна панель, которая является одной из моих любимых. Истории Соичи порой немного глуповаты, но мне это нравится. Еще одна хорошая история — «В зеркальной долине». В ней рассказывается о двух группах жителей деревни, которые начинают ненавидеть друг друга и устанавливают зеркала, в которых отражаются лица других групп.
Интересной была и манга «Я не хочу быть призраком». Речь идет о девушке, которую нашел с кровью на лице парень, проезжавший недалеко от леса. Он думает, что она призрак, но когда отвозит ее в больницу, она кажется нормальной… пока все не принимает мрачный оборот, когда они начинают встречаться друг с другом.
Последние три рассказа — «Видение библиотеки», «Песня великолепной тени» и «Разбитый» — одни из моих любимых в сборнике. «Видение библиотеки» исследует одержимость вплоть до безумия, фокусируясь на персонаже, который постоянно проверяет библиотеку своей матери, боясь, что какая-нибудь манга может пропасть. Это немного более психологическая история, и мне понравилась тайна, скрывающаяся за ней.
Великолепная песня теней рассказывает о девушке, которая не может выбросить из головы песню, услышав ее в исполнении уличного музыканта. Эта манга рассказывает о том, как шум может влиять на наше самочувствие, и она мне понравилась.
Наконец, Разбитый рассказывает о парне, который привозит домой из Южной Америки нектар, вкус которого превосходит все, что он когда-либо пробовал. Он делится им с другом, но местные жители делают ему одно предупреждение: не попадайся ему на глаза, когда наслаждаешься им. В противном случае последствия будут мрачными. Финальная панель этой истории хороша, да и завязка тоже.
Было несколько историй, которые мне не понравились так сильно, как остальные, но они были хороши: «Кровососущая тьма», «Призраки прайм-тайма» и «Рев». «Кровососущая тьма» рассказывает о девушке с расстройством пищевого поведения, которая встречает парня, пытающегося помочь ей довольно странным способом, а «Призраки прайм-тайма» стал моим наименее любимым рассказом в сборнике. Речь идет о комедийном дуэте, который каким-то образом заставляет всех смеяться, словно одержимый, хотя на самом деле они совсем не смешные. А «Рев» — о МС, которому привиделось наводнение, уничтожившее деревню.
Они не плохи, но просто не так сильно задевают, как другие, а те, что есть, делают этот сборник одним из лучших. Особенно Связанные с Землей — это одна из лучших историй, когда-либо написанных Дзюндзи Ито. С Соичи, появляющимся несколько раз, и такими историями, как «Смертельный звонок», «Видение библиотеки», «Разбитый» и «Великолепная песня теней», этот сборник демонстрирует, почему Дзюндзи Ито так хорош в своем деле.
Тающий класс (Сверхъестественный класс)
Тающий класс — это сборник рассказов, но первые пять посвящены одним и тем же братьям и сестрам — Юме и его младшей сестре Чизуми, которые переезжают из города в город, оставляя после себя ужасы. Если вы любите дьявольские истории, эти пять рассказов стоит прочитать уже только ради этого. Кроме них, в конце есть еще две истории — «Возвращение» и «Дети Земли», каждая из которых занимает всего шесть страниц. Они короткие, но с интересными панелями.
Мне понравился этот сборник, особенно за истории о Юуме и Чизуми. Юума — молодой человек, одержимый дьяволом, и он получает какое-то странное удовлетворение от того, что извиняется перед людьми, а Чизуми — абсолютный ужас. В их главах есть несколько довольно мерзких панелей, а в книге Uncanny Тающий класс упомянул, что написал эти истории в то время, когда постоянно извинялся перед людьми. Это был его способ выразить, как его это раздражало. Финальная история с этими двумя также хорошо завершает повествование.
В целом, «Тающий класс» — хороший сборник. Не самый любимый, но и не самый плохой. Я бы не рекомендовал его для первого прочтения, но если вы уже являетесь его поклонником, то стоит обратить на него внимание.
Дрожь
Дрожь: в сборник рассказов Дзюндзи Ито вошли 9 рассказов, а также бонусная история в конце. В сборник вошли следующие рассказы:
- «Подержанная запись»,
- «Дрожь»,
- «Модель одежды»,
- «Висящий дирижабль»,
- «Особняк марионеток»,
- «Художник»,
- «Долгий сон»,
- «Почтенные предки»,
- «Смазанный»
- «Модель одежды: Проклятая рама».
Из всех рассказов «Дрожи» «Висячий дирижабль» — мой любимый. В ней рассказывается о жутких двойниках, которые появляются, чтобы дразнить и охотиться на людей, но изюминка в том, что у них массивные головы-шары. Дизайн и иллюстрации в этой истории — одни из лучших у Дзюндзи Ито, и это один из моих любимых рассказов.
Далее я читаю «Дрожь», в которой рассказывается о проклятом нефритовом камне. Тот, кто им владеет, проклят, и то, как это проклятие проявляется, ужасает. Мне также понравилась «Подержанная запись». Это история о призрачной мелодии на редкой пластинке, из-за которой люди в итоге убивают друг друга. Разоблачение в этой манге было великолепным. Также в мангу вошла «Модная модель». Речь идет о модели одежды, но она не такая, как вы ожидаете — у нее зловещий, уникальный взгляд. Мне понравился дизайн ее персонажа. Я также рекомендую прочитать «Модную модель» перед тем, как переходить к «Разбитому», поскольку в ней есть связь с другой историей из этого сборника, что делает впечатления еще лучше, если вы сначала прочтете эту.
Еще одно знакомое лицо появляется в «Дрожи» — Томи. Она появляется в «Художнике» — истории о художнике, который становится известным благодаря своей музе, но когда Томи вступает в дело и требует, чтобы он запечатлел ее истинную красоту, все, как и ожидалось, идет не по плану.
Особняк марионеток» тоже был хорош. Это история о семье странствующих кукловодов, но когда отец умирает, один из сыновей решает сам жить как марионетка, и теперь им и его семьей управляют кукловоды на стропилах. Идея утраты самостоятельности и полного контроля со стороны других людей пугала меня.
В «Долгом сне» рассказывается о человеке, которому снятся сны, длящиеся все дольше и дольше, некоторые из них кажутся годами. Мысль о том, что сны длятся целую вечность, хотя в реальной жизни они длятся всего мгновение, нервирует.
Запомнилась мне и «Честь предков». Это история о девушке, которая теряет память, и когда ее друг помогает ей вспомнить, что произошло, ужасающие события, вызвавшие амнезию, возвращаются. Ужас тела и образы в этой манге просто невероятны. Она затрагивает идею передачи воспоминаний и надежд из поколения в поколение ужасающе уникальным способом.
А еще есть «Смазанный», от которого меня передернуло. Одна панель осталась у меня в памяти, потому что она была настолько тошнотворной. История рассказывает о семье, живущей над барбекю, где жиром покрыто все — стены, одежда, кожа. Мысль о том, что весь этот жир прилипает к тебе, заставляет меня чувствовать себя очень неловко, и изображения в этой работе передают это чувство. И наконец, в мангу включен бонусный рассказ, который является продолжением «Модной модели».
На мой взгляд, «Дрожь» — одна из самых цельных коллекций Дзюндзи Ито. В нем есть все, что делает его таким удивительным творцом: и боди-хоррор, и истории о монстрах, и психологический ужас, и социальные комментарии, и многое другое. В сборнике практически нет историй, которые бы меня не зацепили, поэтому я считаю его одним из лучших. В паре с «Разбитым» «Дрожь» становится еще лучше. Я рекомендую сначала прочитать «Дрожь», потому что в «Разбитом» есть рассказ, связанный с одним из рассказов этого сборника, и чтение их в таком порядке усиливает впечатления.
Венера в слепой зоне
В сборник «Венера в слепой зоне» вошли десять рассказов, в том числе две адаптации произведений Эдогавы Ранпо — «Человеческое кресло» и «Неземная любовь», а также оригинальные произведения:
- «Миллиарды в одиночку»,
- «Венера в слепой зоне»,
- «Лижущая женщина»,
- «Мастер Умэдз и я»,
- «Как любовь пришла к профессору Кириде»,
- «Загадка разлома Амигары»,
- «Грустная история главного поста»,
- «На память».
Больше всего мне понравилась манга «Миллиарды в одиночестве» — жуткая история о людях, которых находят сшитыми вместе в ужасающие скопления. Мне понравилось, как в ней исследуется одиночество и потребность в человеческой связи, но при этом идея связи кажется еще более ужасающей. Манга «Человеческий стул» также стала для меня ярким событием, потому что она заставит вас дважды подумать, прежде чем снова сесть на стул — в ней отлично передана паранойя главного героя. Еще одним фаворитом стала «Венера в слепом пятне». Это история о группе исследователей НЛО, все члены которой таинственным образом теряют способность видеть девушку, стоящую во главе всего этого. Конечно же, в манге есть интрига, и она доставляет удовольствие.
Манга «Неземная любовь» тоже была жуткой. Это история о женщине, которая подозревает своего мужа в измене, услышав, как он шепчется с кем-то еще. Но когда она пытается поймать его, правда оказывается куда более ужасной, чем она могла себе представить. Затем — «Загадка разлома Амигары». Эта манга меня зацепила. Человекообразные дыры в линии разлома и так странны, но наблюдать за тем, как люди пролезают в них… Это тревожно, особенно если у вас клаустрофобия. А «На память» — отличный пример истории, в которой героям приходится столкнуться с последствиями своих действий: мужчина находит ребенка в могиле своей покойной жены, и с этого момента все начинает разворачиваться.
Мне также понравилась манга «Мастер Умезз и я». Это более личное произведение, дающее нам представление о ранней любви Дзюндзи Ито к работам Кадзуо Умэдзу, таким как «Дрейфующая классная комната», которая является одной из моих любимых манг ужасов, а также «Мальчик с кошачьими глазами». Было приятно увидеть, как эти работы сформировали Ито, и узнать о его детских впечатлениях от манги.
Остальные рассказы тоже не были плохими, просто не так запомнились мне. Рассказ «Лижущая женщина» — именно то, что звучит, это рассказ о женщине, которая лижет людей. Эта история была мерзкой, но образы были хорошими. Грустная история о главном почтовом чиновнике» была очень короткой, но мне понравилось, что она затрагивает идею жизни, чтобы поддержать тех, кого мы любим, в нездоровой форме. В «Как любовь пришла к профессору Кириде» была интересная завязка: профессор-мизантроп, который принижает восхищенного студента, что впоследствии преследует его, но отдача оказалась не такой сильной, как в других историях.
В целом, «Венера в слепой зоне» — добротный сборник манги с большим количеством жутких, тревожных историй. Для меня он на высоте, хотя я по-прежнему больше люблю «Дрожь», «Разбитый», «Фрагменты ужаса» и «Гробницы». Тем не менее, адаптации Эдогавы Ранпо и такие рассказы, как «Миллиарды в одиночестве» и «Загадка разлома Амигары», делают этот сборник достойным внимания, если вам в итоге понравятся сборники, которые я рекомендую новичкам.
Любовь мертвеца (Бессмертная любовь)
Сборник манги «Любовь мертвеца (Бессмертная любовь)» начинается с романа «Любовь мертвеца», который рассказывает о возвращении Рюсукэ в родной город, где люди помешаны на «предсказаниях на перекрестках», которые дают случайные прохожие. Когда появляется таинственный красивый мальчик, происходят трагические смерти, и Рюсукэ пытается остановить его. Этот рассказ стал моим любимым в сборнике, потому что он показывает одержимость общества идолами через темную и извращенную призму.
Также в сборнике выделяются «Странные братья Хикидзури», в котором больше слэпстика, «Женщина с ребрами» с жутко красивыми иллюстрациями и «Призрачный особняк», в котором уникальным образом исследуется концепция боли.
Искусство в этом сборнике классическое для Дзюндзи Ито — удивительно жуткое, леденящее душу и великолепно детализированное, так что в этом плане сборник не разочаровывает. Хотя я скажу, что для меня «Любовь мертвеца (Бессмертная любовь)» находится где-то посередине сборников Ито, ее все равно стоит прочитать только ради выдающихся историй. Я бы не рекомендовал этот сборник в качестве первого сборника рассказов Дзюндзи Ито, есть и другие, которые я порекомендую в первую очередь, но если вы уже являетесь поклонником его творчества и вам нравятся его короткие рассказы, то этот сборник стоит посмотреть.
Город надгробий
Город надгробий — еще один релиз, в который вошли 9 рассказов, включая:
- «Город надгробий»,
- «Клубный дом»,
- «Девушка-слизняк»,
- «Окно по соседству»,
- «Вымытый берег»,
- «Странная история туннеля»,
- «Бронзовая статуя»,
- «Поплавки»,
- «Кровавая история Широсуны».
Я считаю, что «Город надгробий» — одна из самых сильных манги Дзюндзи Ито, и в нее вошли одни из моих любимых рассказов, в том числе «Гробницы», в которых рассказывается о том, что означает истинный мир в смерти, и об опасностях, которые возникают при нарушении этого мира, «Клубный дом», который демонстрирует групповую рознь и групповое мышление в действительно эффективной и леденящей душу манере. Здесь рассказывается о том, что значит быть посередине, о выборе стороны и, что еще важнее, об ужасах, которые могут произойти, если этого не сделать. Для меня эти два фильма были свежими идеями, и они исследовали человеческую природу таким образом, что я нашел их интересными.
В «Девушке-слизняке» есть несколько панелей, которые никогда не выйдут у меня из головы. Когда автор берет что-то, что обычно кажется вам очаровательным, в моем случае улиток, и вдруг заставляет вас ужасаться им, это успешная история. Я не могу сказать, какая сцена из этого фильма взволновала меня больше всего, но когда вы увидите ее, вы узнаете. Washed Ashore» рассказывает о неизвестных морских глубинах. Я нахожу его захватывающим, но этот фильм заставляет задуматься о том, что мы действительно не знаем, что находится в морских глубинах.
Самыми слабыми рассказами в этом сборнике для меня стали «Окно по соседству» и «Бронзовая статуя», где речь идет о понятии красоты и стремлении к ней одного из персонажей, а также «Поплавки», где показан наш страх перед тем, что наши самые сокровенные тайны окажутся на свободе и станут известны в убийственной форме. Мне понравилась эта манга, а также «Кровавая история Широсуны» — необычная, но хорошо исполненная история о городе, жители которого страдают анемией, и молодом враче, который отправляется туда, чтобы провести расследование. Ужасы, которые он там находит, завершают этот сборник.
В целом «Город надгробий» — одна из самых сильных его работ в жанре короткого рассказа. Он все еще не так хорош, как «Дрожь» или «Разбитый», но он стоит в одном ряду с такими моими лучшими рассказами, как «Город надгробий», «Клубный дом», «Девушка-слизняк» и «Поплавки».
Дезертир
Сборник рассказов «Дезертир» — один из последних сборников Дзюндзи Ито, в который вошли самые ранние его произведения, написанные еще в 1987 году, сразу после выхода его первой опубликованной работы «Томиэ». В сборник вошли 12 рассказов:
- «Биохаус»,
- «Воровка лиц»,
- «Где живет Сэндмен»,
- «Дьявольская логика»,
- «Длинные волосы на чердаке»,
- «Любовь по сценарию»,
- «Меч реаниматора»,
- «Отцовская любовь»,
- «Невыносимый лабиринт»,
- «Деревня сирен»,
- «Обиженный»,
- «Дезертир».
Как человек, прочитавший все его произведения, я могу сказать, что было удивительно увидеть начало его карьеры, то, насколько он вырос за эти годы, и те ранние проблески гения, которым он станет, и при этом насладиться некоторыми замечательными историями.
Среди тех, которые сделали для меня этот сборник достойным прочтения, — «Длинные волосы на чердаке», «Где живет Сэндмен», «Отцовская любовь», «Любовь по сценарию», «Деревня сирен», «Обиженный» и «Дезертир». Манга «Длинные волосы на чердаке» рассказывает о девушке, которая отращивает длинные волосы ради парня, и в итоге волосы как бы обретают собственный разум. Образы в этой манге невероятны. «Где живет Сэндмен» — мрачная история, демонстрирующая ранние дни боди-хоррора Дзюндзи Ито. «Отцовская любовь» зацепила меня тем, что в ней рассказывается о том, как тяжело жить в соответствии с ожиданиями родителей, и как иногда родители пытаются воплотить свои несбывшиеся мечты через детей, даже если дети хотят совсем другого.
«Любовь по сценарию» — это уникальная и жуткая история о плейбое, который посылает видео с собой девушкам, с которыми расстается. Это странно, но, конечно, приводит к неожиданным последствиям. «Деревня сирен» — одна из тех историй про отдаленную деревню, культ и поклонение, которые мне всегда нравятся, и в ней было несколько отличных идей. А вот «Обиженный» задел меня за живое. Это история о девушке, у которой есть две стороны — одна милая и невинная, другая садистская и жестокая — и концовка просто леденящая душу.
А еще есть «Дезертир», в котором рассказывается о дезертире, которого приютила семья, тайно обиженная на него и заставляющая его думать, что война все еще продолжается. Меня зацепил поворот в этом фильме. Некоторые другие, такие как «Воровка лиц» — о девушке, которая крадет лица других девушек, — и «Невыносимый лабиринт», рассказывающий об опасностях благочестивой веры, были хороши, но не зацепили меня так сильно, как остальные, а «Биохаус» и «Меч реаниматора» понравились мне меньше всего в этом сборнике.
Одна вещь, которая меня поразила в этом сборнике, — это возможность увидеть, насколько улучшились работы Ито с течением времени. Вы видите, с чего он начинал, и поражаетесь тому, как далеко он продвинулся с тех пор. Если вы новичок в творчестве Дзюндзи Ито, я бы не стал рекомендовать вам этот сборник, но если вы уже являетесь его поклонником, его стоит прочитать.
Переулок
«Переулок» — это сборник из десяти рассказов, среди которых:
- «Переулок»,
- «Спуск»,
- «Палата»,
- «Гостиница»,
- «Благословение»,
- «Клуб курильщиков»,
- «Плесень»,
- «Город без дорог»,
- «Память»,
- «Автобус с мороженым».
Мои фавориты в этом сборнике: «Переулок» — ее финальная сцена навела на меня настоящий ужас, «Благословение» — за его уникальный взгляд на страх отпустить себя, «Спуск», который погружает в темную сторону одержимости и переутомления, и «Благословение», который исследует наш страх отпустить себя, но также и упорство, которое человек испытывает к тому, кого он любит. Парень в этом фильме все время пытается получить благословение отца на брак со своей дочерью, и если представить себя на его месте, это кажется кошмаром. К тому же, в конце есть хороший поворот. В «Палате» тоже были уникальные монстры, и в обстановке больницы было что-то такое, от чего мне стало жутко.
Я думаю, что «Переулок» — одна из самых сильных коллекций Дзюндзи Ито. Хотя в целом я бы поставил «Дрожь» и «Разгром», «Фрагменты ужаса» и «Гробницы» выше, в этом сборнике есть много выдающихся историй и несколько панелей, которые я никогда не забуду, особенно в «Переулке», «Спуске», «Благословении» и «Палате», а также в «Плесени». По какой-то причине меня всегда пугала плесень, а я помешан на чистоте, так что «Плесень» заставил меня чувствовать себя неловко, но если бы мне пришлось выбрать ту, которая запомнилась мне больше всего, то это была бы «Переулок».
Я считаю, что Дзюндзи Ито просто гениален, но это также причина, по которой некоторые люди не могут понять некоторые из его рассказов. Если вас не беспокоит или не пугает конкретная концепция или элемент человеческой природы, который он исследует, это может не затронуть вас так сильно, как кого-то другого.
Но, как видно из его рассказов, он исследует множество идей, так что наверняка найдется что-то, что заставит вас вздрогнуть или преследовать на этом пути. Впрочем, как и всегда, я не считаю, что ужасы должны быть страшными, чтобы быть хорошими. Многие манги Дзюндзи Ито хороши тем, что в них заложен глубокий смысл, но если вы ищете что-то, что заставит вас почувствовать беспокойство, имейте это в виду при чтении.
Осколки ужаса (Осколок зла)
В сборник манги «Осколки ужаса» вошли восемь рассказов:
- «Футон»,
- «Деревянный дух»,
- «Томио: Красная водолазка»,
- «Нежное прощание»,
- «Расчленение-тян»,
- «Черная птица»,
- «Магами Нанакусе»,
- «Шепчущая женщина».
Мои любимые — «Томио: Красная водолазка», «Нежное прощание», «Черная птица» и «Расчленение-тян». В «Нежном прощании» есть поворот, когда близкие семьи остаются в виде послеобразов, давая им больше времени на скорбь. «Черная птица» рассказывает о пропавшем туристе, который выживает благодаря таинственной женщине, кормящей его странным мясом, но, конечно, в этой истории есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. «Расчленение-тян» — о девушке, одержимой вскрытиями, которая в конце концов сама захотела быть вскрытой. Панели ужасающе красивы.
В целом, «Томио: Красная водолазка» выделился для меня больше всех. Это хорошо продуманная история с потрясающими панелями, а мысль о том, что вам придется держать голову, заставила меня почувствовать глубокий дискомфорт. Мне также понравилась «Шепчущая женщина», рассказывающая историю девушки, страдающей от нерешительности, и женщины, которая помогает ей справиться с жизнью. В ней затрагиваются темы переутомления, насилия и того, на что идут люди, чтобы обеспечить благополучие своих близких.
«Футон» был замечательным, хотя и не самым сильным. Мне понравилось то, как человек становится хикикомори из-за ужасов, которые он видит, и последствий своих действий, которые возвращаются и преследуют его. Две истории, которые мне не очень понравились, — это «Магами Нанакусе» и «Деревянный дух». «Магами Нанакусе» рассказывает о фанате, одержимом автором, которого завораживают тики, но эта история не произвела на меня такого же впечатления, как остальные. «Деревянный дух» рассказывает о женщине, которая, по сути, увлеклась домом, и для меня она попала в категорию странностей по неправильным причинам.
Однако в целом ««Осколки ужаса»» — один из лучших сборников Дзюндзи Ито, особенно благодаря таким рассказам, как «Томио: Красная водолазка», «Расчленение-тян» и «Нежное прощание». Несмотря на сомнения Дзюндзи Ито, высказанные в послесловии в конце манги, очевидно, что он не утратил своего таланта в области ужасов.
Фантомная зона
Фантомная зона — это сборник рассказов, которые Дзюндзи Ито написал во время пандемии, так что это один из его последних выпусков, но они вдохновлены старыми идеями, которые он собирал в блокноте на протяжении многих лет. Он также не ограничивал количество страниц в этих рассказах, поскольку они были написаны для приложения, а не для журнала. В сборник вошли четыре новых рассказа: «Путь плачущей женщины», который рассказывает о девушке и ее возлюбленном, пытающихся понять, почему она не может перестать плакать, «Мадонна», «Духовный поток Аокигахары» и «Дремота», так что это более короткий рассказ, а вторая часть «Фантомной зона» выйдет в следующем году.
Лично я не рекомендую эту мангу новичкам, потому что считаю ее одним из самых слабых сборников рассказов. Путь плачущей женщины» — самый сильный рассказ в этом сборнике, и я считаю, что только он один стоит того, чтобы его прочитать, если вы уже являетесь поклонником его творчества. Мне также понравился «Дремота», потому что он исследует страх того, что мы не знаем, что происходит, когда мы спим, и жизнь парня превращается в кошмар наяву.
Сон должен быть расслабляющим, но, как говорит Дзюндзи Ито в послесловии, реальность всегда возвращается, когда мы просыпаемся. Две другие манги, «Мадонна», очень похожая на историю о ведьмах или на ужасы монастырского или религиозного типа, такие как «Непорочный», «Первое знамение» или «Монахиня», и «Духовный поток Аокигахары», были немного причудливыми, особенно «Духовный поток Аокигахары». Я люблю работы Дзюндзи Ито за то, что они во многом необычны и причудливы в лучшем смысле этого слова, но, возможно, «Духовный поток Аокигахары» был для меня слишком странным. Обтекаемые люди, принимающие духовные ванны — вот и все, что я могу сказать.
В общем, если вы новичок, я бы порекомендовал вам для начала другие манги, например «Дрожь», но если вы уже являетесь его поклонником, то вам стоит ознакомиться с этой мангой только ради «Пути плачущей женщины».
Франкенштейн
Франкенштейн: Сборник рассказов Дзюндзи Ито в первую очередь адаптирует роман Мэри Шелли «Франкенштейн», но в него также вошли 10 других рассказов:
- Шейный призрак,
- Болото живых духов,
- Приятель по переписке,
- Злоумышленник,
- Странная история Ошикири,
- Странная история Ошикири: Стены,
- Адские похороны куклы,
- Лицо твердо на месте,
- Босс Нон-Нон,
- Прятки с Боссом Нон-Ноном.
Сам «Франкенштейн» занимает 186 страниц этого сборника.
Главной достопримечательностью этого сборника является, конечно же, Франкенштейн, который остается довольно верным событиям оригинала, за исключением одного изменения, связанного с невестой, которое я не буду раскрывать. Хотя мне понравилось наблюдать, как Дзюндзи Ито оживляет его с помощью своих прекрасных иллюстраций, мне показалось, что он мог бы расширить границы, особенно в отношении жестокости и событий в сюжете. Но я понимаю, что не стоит изменять классику, которой является Франкенштейн. Тем не менее, арт потрясающий, и интересно взглянуть на историю Шелли через призму Ито.
Кроме «Франкенштейна», мне больше всего понравились истории о мальчике по имени Ошикири. Он появляется во многих историях, и это нахальный персонаж в самом лучшем смысле этого слова. В этих рассказах исследуются множественные измерения и ужасы, которые разворачиваются в результате. Мне также очень понравился «Ад кукольных похорон», где дети страдают от явления, называемого «куколизацией». Концепция была жуткой, панели — потрясающими, и хотя в рассказе всего шесть страниц, он заставил меня захотеть большего. Я бы хотел, чтобы эта история была расширена до чего-то более длинного.
В общем, если вы фанат Франкенштейна и хотите увидеть, как Дзюндзи Ито его воспринимает, то этот сборник стоит прочитать. Если же нет, то, поскольку он составляет большую часть этой коллекции, есть другие сборники рассказов, которые я бы рекомендовал прочесть в первую очередь.
Адаптациии известных историй от Дзюндзи Ито
Далее я расскажу об адаптациях и полноценных изданиях Дзюндзи Ито. Если «Франкенштейн» — это частичная адаптация «Франкенштейна», поскольку в ней собраны другие короткие рассказы, а вот две следующие истории, Страшные истории Мими и Исповедь неполноценного человека, являются полной адаптацией.
Страшные истории Мими (Истории о привидениях от Мими)
Манга Страшные истории Мими основана на сборнике городских легенд Shin Mimibukuro, созданном Хирокацу Кихарой и Итиро Накаямой. Я не знаком с оригинальным материалом, но Дзюндзи Ито упоминает в послесловии, что он сделал довольно много вольностей с этими историями, так что они могут отличаться от первоисточника.
Этот сборник рассказывает о девушке по имени Мими и жутких ситуациях, в которые она попадает — от жизни в квартире с высокой молчаливой женщиной до балкона квартиры, выходящего на кладбище, где по ночам все таинственным образом перемещается. Здесь есть и пляж, на котором обитают призраки жертв утопления, и история, в которой подруга втягивает ее в расследование исчезновения ее семьи в загадочной комнате, которую они нашли под своим домом во время ремонта.
Однако самыми сильными для меня оказались «Морской берег» и «Только мы вдвоем», так что вторая половина этой манги гораздо сильнее первой. К этой манге также прилагается бонусная история Monster Prop, в которой в конце нет Мими, что мне тоже понравилось. Это рассказ о группе, которая работает над созданием следующего самого страшного реквизита для дома с привидениями, и у него леденящая душу концовка.
В этой манге все герои одни и те же — Мими, ее друзья и соседи, а по мере того как она переезжает, путешествует и встречает новых людей, обстановка меняется, что делает ее интересной. Мими, кажется, всегда привлекает сверхъестественное, что создает несколько занимательных историй. Мне понравилось, что не всегда привидения преследуют именно ее — иногда это делают окружающие ее люди, что также добавляет некоторой непредсказуемости.
Мне понравилась манга Страшные истории Мими, но если вы впервые знакомитесь с адаптациями Дзюндзи Ито, я бы порекомендовал сначала Исповедь неполноценного человека, но и эта манга — увлекательное чтение. Большинство этих историй заканчиваются открытыми концовками без четкого разрешения, что оставляет вас в недоумении, что же произошло. Я не против открытых концовок, но они должны быть почти идеальными, чтобы я мог ими наслаждаться, как, например, в «Олдбое».
Если вы не любите неразрешенные истории, эта манга может быть не для вас. Но если вы любите истории, которые позволяют вашему воображению взять верх, это быстрое и интересное чтение. Сам Дзюндзи Ито говорил, что ему нравится оригинал, потому что он оставляет возможность для интерпретации, не давая заезженных объяснений о существовании призраков. Мне нужно будет посмотреть, смогу ли я достать оригинал, потому что у меня есть ощущение, что я оценю эту мангу еще больше, если прочту ее.
Исповедь неполноценного человека
Последняя адаптация, о которой я хочу рассказать, — Исповедь неполноценного человека, основанная на рассказе Осаму Дазая. На мой взгляд, это лучшая адаптация Дзюндзи Ито на сегодняшний день. Как и в случае с «Франкенштейном», я читал оригинал, и мне было интересно увидеть, как Ито привнес в него свой собственный смысл. Как и следовало ожидать, он больше склоняется к ужасам, хотя «Исповедь неполноценного человека» и так ужасает с психологической точки зрения.
Если вы хотите погрузиться в одну из его адаптаций, я рекомендую вам именно эту. Она занимает одно из первых мест в моем списке среди всех его работ. Однако, прежде чем погружаться в фильм, остерегайтесь: он откровенный и зрелый, и в нем, как и в оригинале, затрагиваются очень тяжелые темы. Временами это тяжелое чтение. Я читал три версии этой истории: оригинал и две манга-адаптации — одна Дзюндзи Ито, другая Усамару Фуруя. Несмотря на то что они являются одними из моих любимых, я не планирую перечитывать их в ближайшее время из-за того, что они заставляют меня чувствовать.
Что делает эту историю идеально подходящей для стиля Ито, так это то, что большая часть его работ вращается вокруг страха перед людьми. Но если вы ищете традиционный причудливый стиль ужасов Дзюндзи Ито, то его здесь нет — по крайней мере, в привычном понимании. Этот фильм гораздо серьезнее, он более тонкий, более психологический, чем что-либо еще.
Что касается сравнения с оригиналом, то Ито сохранил верность оригиналу, но при этом позволил себе некоторые творческие вольности. Он расширил некоторые сюжетные моменты, чтобы придать истории больше конкретики в форме манги, и добавил несколько поворотов в конце глав, которых не было в оригинале. Мне понравилось то, что он сделал с историей. Он добавил больше объяснений, давая нам более глубокое понимание некоторых переживаний и отношений Дазая, что хорошо подходит для манги.
Он использовал уникальные образы, заставляя демоновглавного героя являться к нему и демонстрируя его эмоции и мысли в леденящих душу формах. То, как он изобразил, что Ōba преследуют призраки его прошлого, было приятным штрихом. В оригинале Дадзая многое остается открытым для интерпретации, а поскольку это полуавтобиографическое произведение, оно довольно тяжелое. Дзюндзи Ито сохраняет его тон, но добавляет больше, делая так, чтобы читателю не приходилось читать между строк.
Если вам интересен оригинал, я очень рекомендую его — он один из моих любимых. Но если вы задаетесь вопросом, нужно ли вам читать его, чтобы насладиться экранизацией Ито, то нет, не нужно. В Исповеди неполноценного человека обыгрывается концепция страха перед людьми, которой так известен Дзюндзи Ито, и я ценю то, насколько эта серия отличается от других в его творчестве. Если вы ищете более длинную историю от Дзюндзи Ито, в которой чувствуется литературная составляющая (благодаря тому, что это адаптация), но при этом вы глубоко погружаетесь в темную, грязную сторону человечества, то эту серию стоит прочитать.
Длинные манга-истории Дзюндзи Ито
Далее я хочу рассказать обо всех произведениях Дзюндзи Ито, которые я считаю полнометражными или долгоиграющими.
Томиэ
Начиная с «Томиэ», в которой речь идет о Томиэ — роковой женщине и бессмертном суккубе с длинными черными волосами и меткой красоты под левым глазом. Она может соблазнить практически любого мужчину и даже довести его до убийства, жертвой которого обычно становится она сама. Но самое страшное, что сколько бы раз ее ни убивали, Томи всегда возвращается. Она — тот самый квинтэссенциальный персонаж ужасов, которого просто невозможно убить, — размножается и возрождается, словно вирус паразита. Она даже может заражать других женщин, захватывая их, пока не уничтожит все их сходство и клетки, из которых они состояли.
С точки зрения дизайна и концепции, Томиэ — потрясающий персонаж, а кровавые сцены в ее истории — одни из лучших, которые когда-либо рисовал Дзюндзи Ито. Способы, которыми она возвращается, и извращенные способы, которыми ее любовники пытаются ее убить, — все это нелепо, но иллюстрации просто прекрасны, особенно в поздних главах.
Манга Томиэ рассказывает о стремлении человечества любить и о том, как эта любовь может превратиться в смертельную одержимость. Но она также проливает свет на самые неприятные стороны человеческой натуры — ее самопоглощенность, ее потребность в том, чтобы о ней заботились, как о божестве. Она требует самого лучшего, хочет есть самое лучшее и считает, что никто не может быть лучше нее. Из этого получаются очень интересные, удивительные истории. То, как она соблазняет своих любовников, и то, как разворачивается их одержимость, каждый раз различно, в зависимости от их личностей и характера их отношений с ней — будь то парень, отец или даже маленький мальчик, которого она обманывает, заставляя думать, что она его мать.
Оригинальный рассказ Томиэ был представлен на премию Umezu Awards 37 лет назад, поэтому вы заметите, что иллюстрации на первых 34 страницах и даже в последующей главе отличаются от последующих. Не забывайте, что Томиэ (первая глава) была первой опубликованной работой Дзюндзи Ито в 1987 году. Но, читая дальше, вы увидите, как его искусство значительно улучшилось после этих первых глав.
Томиэ — один из самых интересных персонажей Дзюндзи Ито, и ужасы, которые ее окружают, а также то, что происходит с ней и теми, кто ее окружает, — одни из лучших его работ. Она — одна из моих любимиц, так что я очень рекомендую эту мангу. При этом я по-прежнему считаю, что «Спираль» — лучшая отправная точка для новичков, когда дело доходит до его полнометражных оригиналов, но «Томиэ» — это абсолютный пункт, обязательный для прочтения.
Рыба
Манга «Рыба» рассказывает о паре, которая борется за выживание с неживой рыбой с ногами. С помощью своего дяди-ученого главный герой начинает раскрывать тайну, скрывающуюся за этими существами. Но по мере того как они копают глубже, вторжение становится все хуже, и морские существа всех видов начинают захватывать сушу, оставляя после себя зловоние, которое называют «смрадом смерти».
Это один из самых уникальных вариантов того, что я бы назвал зомби-апокалипсисом, и Дзюндзи Ито упоминал, что идея возникла из-за его страха перед акулами. Мысль о том, что акулы могут ходить по суше, сделала их еще более страшными для него, и я согласен — что-то тревожное в том, что вещи или существа делают то, что им не положено делать. Это добавляет напряженности в рассказ.
Здесь есть элементы комедийного ужастика — необычные объяснения и события настолько необычны, что в то же время правдоподобны благодаря тому, как Дзюндзи Ито разворачивает историю. Я не считаю, что ужасы должны быть страшными, чтобы быть хорошими. Есть забавные, необычные названия, такие как «Хижина в лесу» или «Шон мертвецов», и истории о зомби могут попасть в эту категорию. «Рыба» вписывается в эту категорию, потому что она дикая, свежая и веселая, но при этом ставки для персонажей остаются.
Когда задумываешься о том, что станет с миром в этой истории, становится тревожно. Зловоние этих существ, которое описывается как запах мертвого тела, действительно действует на меня — особенно как на человека с сильным обонянием. Глупо ли это временами? Да, это так. Но в этом и состоит очарование Дзюндзи Ито как творца. Он придумывает такие дикие идеи, и в случае с мангой «Рыба» это сработало. Это одна из самых уникальных историй об апокалипсисе, и мне очень понравилась концовка.
Хотя это и не лучшая его полнометражная работа (я бы сказал, что это звание принадлежит Спирали или Томиэ), ее нужно прочитать, если вы хотите быть удивлены потрясающими открытиями. Это та серия, в которой, если я покажу вам панели вне контекста, вы спросите: «Что это такое?» — и захотите прочитать ее, чтобы узнать.
Cпираль
«Cпираль» — одна из самых узнаваемых и популярных работ Дзюндзи Ито, и не зря: это его лучшая полнометражная серия, на мой взгляд, и одна из лучших манг ужасов, когда-либо выходивших в свет. История рассказывает о молодой девушке и ее семье, которые становятся одержимы спиралями — феноменом, который начинает захватывать весь их город, приводя к тревожным исчезновениям и смертям.
Что делает «Cпираль» моей любимой мангой, так это то, как мастерски она передает процесс погружения в безумие. В нем много драмы и саспенса, но больше внимания уделяется психологическому ужасу, и это вызывает глубокую тревогу. Эпизодические моменты сюжета связаны в единое целое, а жутковатый, детализированный художественный стиль Ито здесь на высоте. Cпираль — это удивительно странная, запутанная, но невероятно оригинальная история, которая находится в своей собственной лиге, и она действительно одна из лучших в манге ужасов, и не только в манге ужасов.
Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му
Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му — это такая веселая и душевная история, и мне, как человеку, у которого есть два прекрасных малыша, которых я люблю больше всего на свете, очень понравилось ее читать. Дзюндзи Ито точно передал, каково это — иметь кошек, начиная с их маленьких причуд и заканчивая тем, как они сидят и спят, а также их выражениями. Мне было очень смешно, потому что я могла представить своих малышей в эти моменты.
Хочу заметить, что это не ужасы, а совсем другое, в хорошем смысле, произведение Дзюндзи Ито, так как оно в большей степени посвящено комедии и личным элементам его жизни. Дзюндзи поначалу изображает Ёна с жутким лицом, которое впоследствии ему нравится, и, будучи самопровозглашенным собачником, он поначалу был несколько напуган тем, каково будет заводить кошек. Мне нравится, как он приглашает нас в свою жизнь, будь то через сборники рассказов, интервью или истории, подобные этой. Кошачий дневник Дзюндзи Ито: Ён и Му — это еще один взгляд на его мир.
Вы видите, как он работает с кошками, лежащими под его креслом, и даже есть забавный момент, когда после ночи работы он не может уснуть и представляет себе Йона в виде слизняка и не только. Но особенность этой истории в том, что она действительно о Дзюндзи Ито, его жене А-Ко и их двух кошках, Ёне и Му. Это душевная и уморительная история, а последующие интервью дают вам еще больше информации о том, как он стал кошатником, о его повседневной жизни и работе. Трогательным было и письмо А-Ко в конце.
Если вы любите животных, особенно если у вас, как и у меня, есть кошки, то это увлекательное чтение. Фотографии реально существующих Ёна и Му просто очаровательны, а полноцветные страницы — приятный штрих. Дзюндзи Ито может быть мастером ужасов, но он прекрасно пишет и комедийные серии, а такие истории, как «Ён и Му», показывают еще одну его сторону, которая заставляет меня любить его работы еще больше.
Сенсор
Как и Звезда Ада Рэмина, Сенсор — одна из космических хоррор-историй Дзюндзи Ито, причем одна из его поздних работ, вышедшая в Японии в 2018 году. История рассказывает о женщине Кёко, которая чувствует жуткую тягу к горе Сенгоку. Там она встречает мужчину, который утверждает, что ждал ее, и приглашает в соседнюю деревню. Но эта деревня далеко не обычная — она покрыта вулканическими стеклянными волокнами, которые мерцают, как золото. По ночам жители деревни имеют странный обычай смотреть на звезды, и именно тогда все становится странным — бесчисленные НЛО обрушиваются на них, предвещая грядущие ужасы.
Для меня «Сенсор» — одна из самых нелюбимых работ Дзюндзи Ито. Мне нравятся концепции, которые он затрагивает, особенно то, как он исследует просторы Вселенной и смысл существования, но он как бы теряет свой путь. Некоторые части показались мне разрозненными, а временами возникало ощущение, что я читаю совершенно другую историю, особенно в главе с жуками. Хорошие идеи по отдельности, но вместе они выглядят странно. При этом элементы культа показались мне интересными.
Сначала я подумал, что, возможно, мне просто нужно пересмотреть «Сенсор», чтобы лучше его понять, но после прочтения послесловия и повторного прочтения я понял, почему мне показалось, что это не так. Дзюндзи Ито признался, что персонажи ушли от него, и он начал добавлять что-то по ходу сюжета. Как будто телега опередила лошадь. Из-за этого Сенсор показалась мне недостаточно целенаправленной, как в других его работах. Но в нем все равно есть несколько отличных идей. Космический ужас часто открыт для интерпретации, и мне понравилась общая тема исследования экстрасенсорных способностей и места человечества во Вселенной.
Тем не менее, я бы не рекомендовал эту мангу в качестве первой. Я бы выбрал сначала «Узумаки», а затем «Томи» или «Гё», если вы ищете полнометражные истории. Но если вы любите космические ужасы и уже являетесь поклонником его творчества, Сенсор может быть достоин прочтения. Тем не менее, я считаю, что «Звезда Ада Рэмина» в целом лучше, если вы ищете историю в стиле Лавкрафта. Но если вы уже являетесь поклонником творчества Дзюндзи Ито и хотите большего, Сенсор станет приятным бонусом — особенно благодаря прекрасным иллюстрациям.
Черный парадокс
В «Черном парадоксе» рассказывается о группе людей, которые познакомились в Интернете и планируют отправиться в лес, откуда не собираются возвращаться. У героев — Марусо, Табуро, Пии-Тан и Баракки — разные причины искать другую сторону. Марусо чувствует, что ее ждет что-то плохое, и хочет этого избежать. Табуро скучно жить, его преследуют встречи с двойником. Пии-Тан чувствует свою неполноценность перед роботом, созданным по его образцу, а Баракки хочет избавиться от родимого пятна, закрывающего половину ее лица.
Мне особенно понравилась групповая динамика в этой манге: персонажи с разными мотивами и личностями, которые привносят в историю много нового. Она причудлива, но в то же время приземленна благодаря своему посылу и темам, которые в ней затрагиваются. По мере чтения эта серия быстро переходит в нечто совершенно иное, исследуя такие темы, как загробная жизнь, человеческая душа, ненасытная потребность человечества в инновациях и открытии новых и возобновляемых ресурсов, а также то, как эти начинания могут привести к неожиданным последствиям.
Это также одна из лучших манги Дзюндзи Ито, когда речь заходит о социальных комментариях, особенно когда речь заходит о человеческой природе, от жадности до потребности в понимании, даже предлагая взглянуть на извечный вопрос, куда мы уходим, когда умираем?
Черный парадокс» удивил меня — это быстрое чтение, которое можно легко закончить за один присест, и, на мой взгляд, оно того стоит. Хотя эта манга не такая длинная и не такая насыщенная, как «Гио», «Томи» или «Узумаки», она все равно занимает для меня особое место. Если вы любите фантастику и ужасы, а также социальные комментарии, «Черный парадокс» — это то, что вы должны увидеть.
Звезда Ада Рэмина
Дзюндзи Ито — большой поклонник космического ужаса, одним из его влияний был Г. П. Лавкрафт, поэтому неудивительно, что он то и дело обращается к этой теме в своих работах, а Звезда Ада Рэмина — одна из его объемных серий. Ремина рассказывает о девочке, отец которой — ученый, обнаруживший планету, которая, как оказалось, направляется к Земле на расстоянии нескольких световых лет, но ужасы, которые ее ожидают, могут быть гораздо ближе, чем они думают. Ее отец решает назвать звезду в ее честь, что делает ее знаменитостью, но как только все начинает идти не так, как надо, мир начинает винить ее в ужасных событиях, которые происходят.
По-моему, эта манга отлично показывает, как человечество возлагает вину на людей, особенно на тех, кто находится в центре внимания, и несправедливо делает их жертвами. Когда происходит что-то страшное, люди ищут причину, почему это происходит с ними, и пытаются сопоставить известное с неизвестным, чтобы лучше понять или справиться с этим, и это то, что Рэмина исследует через свой космический объектив. В манге Звезда Ада Рэмина есть несколько действительно потрясающих панелей, особенно изображения, на которых Рэмина изображена как мученица, а также планета Рэмина.
Отчасти это напоминает мне «Аннигиляцию», отчасти — Г. П. Лавкрафта, но в этом есть и классическое чутье Дзюндзи Ито. Поэтому, если вы новичок, я бы рекомендовал сначала прочитать «Спираль», но если вы уже являетесь поклонником, то это манга обязательна к прочтению, особенно если вы любите космические ужасы.
С чего начать знакомство с мангой Дзюндзи Ито
Теперь, когда мы рассмотрели все вышедшие на английском языке серии Дзюндзи Ито, с чего лучше всего начать? Я бы посоветовал «Спираль», если вы ищете длинную историю, а для первого сборника рассказов я бы рекомендовал «Дрожь», но я также очень рекомендую «Осколки ужаса» или «Город надгробий», так что вы не ошибетесь, если что-то из этого покажется вам интересным.
Если вы все же решите прочитать «Дрожь», то, зная то, что я знаю сейчас, я бы рекомендовал читать «Дрожь», затем «Соити», затем «Кайдан» в таком порядке. В «Дрожи» есть история про модель, которая делает чтение «Соити» еще лучше, а в «Дрожи» и «Соити» есть истории, которые делают чтение «Кайдан» еще лучше. Я рекомендую все три манги, они входят в число моих лучших.
Я также хочу упомянуть, что в «Дрожи» есть история «Томиэ», которая также входит в Deluxe версию манги «Томиэ», и хотя она, вероятно, ничего не испортит для вас, если вы прочитаете ее первой, вы можете не делать этого, пока не прочитаете Tomie, если она находится в вашем списке обязательного чтения. Если же вы сомневаетесь, стоит ли читать мангу «Томиэ», то прочтите «Дрожь» — возможно, это убедит вас в обратном. Если говорить об адаптациях, то я очень рекомендую «Больше не человек», особенно если вы поклонник романов. Это отличная отправная точка, хотя имейте в виду, что она сильно отличается от других его произведений.
Я по-прежнему считаю, что «Спираль» — это лучшее представление о том, что вас ждет в творчестве Дзюндзи Ито, и, на мой взгляд, это его лучшая работа. Кроме них, я рекомендую «Переулок», «Рыба», «Черный парадокс» и «Венеру в слепой зоне». Если вы любите фантастику, «Черный парадокс» — отличный выбор. Если вы любите странные ужасы в стиле зомби, «Рыба» может прийтись вам по вкусу. И «Венера в слепой зоне», и «Переулок» — отличные сборники рассказов, которые я считаю потрясающим чтением. Если вы подсели на Дзюндзи Ито, обязательно ознакомьтесь с другими его работами, потому что он из тех авторов, у которых есть разные фавориты. Он исследует так много тем и жанров, что обязательно найдется что-то еще, что привлечет ваше внимание.
Я искренне люблю эти игры и хочу объяснить, почему Дзюндзи Ито — единственный в своем роде автор. О нем постоянно говорят как об одном из самых плодовитых создателей манги ужасов, но на то есть веская причина. Он придумывает самые дикие идеи и заставляет нас испытывать страх свежими, неожиданными способами, и я не могу дождаться, чтобы увидеть, что он сделает дальше.
Почему манга Дзюндзи Ито так популярна?
Популярность манги Ито объясняется рядом факторов, которые отличают его творчество от других авторов:
- Оригинальные идеи. Ито не боится экспериментировать с новыми формами ужаса и создает сюжеты, которые сложно предсказать.
- Запоминающийся визуальный стиль. Его рисунки детализированы, а страшные образы часто остаются в памяти надолго.
- Философский подтекст. Работы Ито исследуют не только страхи, но и философские вопросы — например, смысл жизни, смерть и природу человека.
- Универсальный страх. Несмотря на культурные отличия, его истории останавливаются на базовых человеческих страхах, которые понятны людям по всему миру.
Влияние Дзюндзи Ито на жанр ужасов
Ито оказал значительное влияние на жанр хоррор-манги и даже кинематограф. Многие авторы манги вдохновлялись его творчеством, а некоторые его работы были экранизированы. Кроме того, Ито стал важной фигурой в мире поп-культуры, и его работы продолжают вдохновлять новых создателей комиксов и фильмов ужасов.
Заключение
Дзюндзи Ито заслуженно считается мастером японской манги ужасов. Его работы выделяются не только устрашающей визуальной составляющей, но и глубоким психологическим подтекстом. Манга Ито подходит для тех, кто любит исследовать глубины человеческого сознания и сталкиваться с темными и неведомыми сторонами страха.
Если говорить о том, что будет дальше, то второй том Фантомной зоны уже на подходе, а в книге Uncanny: The Origins of Fear мы узнали, что сборник рассказов Стон ожидается в 2025 году.
Есть еще Швы и Бетвикст, но я не стал подробно останавливаться на них, потому что Дзюндзи Ито сделал только иллюстрации для Швов и обложку для Бетвикст. Но если вы хотите познакомиться с его творчеством, особенно со Швами, обязательно посмотрите их. Кроме того, обязательно прочитайте недавно вышедшую книгу Uncanny: The Origins of Fear. В ней рассказывается о биографии Дзюндзи Ито, его процессе создания манги и его работах. Манга только что вышла, и я недавно закончил ее читать. Если вы являетесь поклонником Дзюндзи Ито и хотите узнать больше о нем и его творческом процессе, это действительно интересное чтение.
Если вы ищете незабываемые впечатления и готовы погрузиться в миры, где ужасы становятся реальностью, манга Дзюндзи Ито — это то, что стоит прочитать.