Самый популярный российский супергерой не может похвастаться никакими сверхспособностями, а его создатели часто жалуются на то, что их компания получила незаслуженное прозвище «российский Marvel». О том, как издательство Bubble Comics создает популярную культуру комиксов в современной России, читайте ниже.
Игорь Гром — обычный милиционер, живущий и работающий в Санкт-Петербурге, но не обладающий никакими сверхспособностями, кроме сверхъестественной способности быстро анализировать любую ситуацию и предсказывать наиболее вероятное развитие событий. «Супергерой — это не тот, кто обладает сверхспособностями, а тот, кто побеждает супермогучего злодея», — так отзывается о Громе другая героиня комиксов.
Майор Гром — самый популярный супергерой, созданный в России. На сегодняшний день компания Bubble Comics, авторы которой придумали этого персонажа, выпустила более 150 выпусков серии о его приключениях. 1 января 2023 года на экраны выходит новый фильм — «Гром: Трудное детство». В 2021 году самый первый фильм, «Майор Гром: Чумной доктор», возглавил рейтинг просмотров Netflix и оставался в топ-10 в течение полугода.
Русская косплеерша по прозвищу Карди — одна из самых давних поклонниц Майора Грома. Она присоединилась к сообществу фанатов Bubble в 2015 году, когда только появился комикс «Игра».
«В то время фан-сообщество было молодым и очень маленьким, всего несколько человек, но очень сплоченным», — вспоминает Карди и добавляет: «Комиксы выходили регулярно, но фан-хаус просуществовал совсем немного до 2018 года, когда вышел первый короткометражный фильм». Как только фильм «Майор Гром: Чумной доктор» вышел на экраны, фан-сообщество, по словам Карди, взорвалось. Более 5 000 человек пришли на автограф-сессию актеров в центральный магазин «Детский мир».
«Фанатское сообщество — это всегда взаимная поддержка: один создает костюм — все делятся радостью; если другой получает награду — та же история». Личный архив
Гром — любимый персонаж не только публики, но и Артёма Габрелянова, владельца Bubble Comics. Он принимал участие в написании сценария: «Я наделил его многими своими чертами характера, я вижу в нем свои идиосинкразии, и это меня радует».
В 2011 году Артем, сын известного российского медиамагната Арама Гаврелянова, создал Bubble как часть холдинга News Media своего отца. Позже, благодаря финансированию в размере 3 миллионов долларов, компания вышла на самоокупаемость и сегодня является крупнейшим издательством комиксов в России. В 2015 году Артем основал Bubble Studios, чтобы перенести комиксы на экран.
Кроме Грома, у Bubble есть и другие российские супергерои. Например, «Монах» — история об Андрее Радове, который закладывает свой фамильный крест, чтобы купить машину. После ДТП он оказывается в коме, а на «той стороне» путешествует во времени, охраняя Русь от сил зла.
Еще одна постановка — «Бесобой»: Данила сражается с демонами, наводнившими Москву в борьбе за трон Сатаны.
Сообщество в социальных сетях BUBBLE Fans создал студент, известный под псевдонимом Куензов. Свой интерес к российским супергероям он объясняет так: «Они привлекают людей по ряду причин: у кого-то сложная жизнь, у кого-то выдающийся дизайн, а кто-то излучает харизму. Несмотря на то что они существуют в абсолютно типичной российской реальности, они, скорее всего, будут понятны иностранной аудитории».
Издательство Bubble Comics — «российский Marvel»
Культура комиксов в России еще только зарождается, поэтому СМИ окрестили Bubble «российским Marvel», а также сравнили с DC. Однако даже эти американские гиганты иногда сталкиваются с препятствиями при продаже своих комиксов в мягкой обложке в России.
«Продажи Marvel иногда бывают огромными, но иногда случаются и промахи», — рассказывает Никита Карпов, владелец магазина EDGE Comics в Перми. Есть комиксы, которые не продаются вообще, а есть те, которые раскупаются за неделю». Похоже, скоро на отечественном рынке Marvel будет гораздо меньше, а у российских комиксов есть все шансы завоевать большую аудиторию», — добавляет он.
«Все истории Bubble оригинальны. Их цель — не копировать Marvel или DC, а создавать оригинальные и интересные истории, которые будут отличаться от западного контента. Неудивительно, что они до сих пор не приблизились к Marvel или DC, которые впервые появились еще в 1930-х годах и с тех пор стали гигантами индустрии», — говорит Куензов, создатель Bubble Fans.
А вот Артема раздражает, когда его издательство сравнивают с двумя титанами американских комиксов:
«Я ненавижу, когда нас называют «российским Marvel». У нас нет ничего общего с ними, и мы никогда не рекламировали себя подобным образом. Более того, наши комиксы имеют другую направленность в плане тематики и сюжета, а наши истории более приземленные», — говорит Артем.
Провал в кинотеатрах и успех на Netflix
На съемки первого фильма по комиксам об Игоре Громе было потрачено около 600 миллионов рублей. Создатели надеялись заработать на его выходе 1,5 миллиарда рублей, чтобы затем продолжить снимать другие фильмы со своими героями. Несмотря на большой интерес фанатов, фильм оказался кассовым провалом, окупив лишь половину своего бюджета.
Однако на стриминговых платформах фильм показал поразительные результаты. Считается, что Netflix купил права на фильм за рекордную цену, которая до сих пор не обнародована. Ранее рекорд в 1,5 миллиона долларов принадлежал российскому сериалу «Эпидемия», а значит, «Гром» получил как минимум эту сумму. Таким образом, всего за два дня детище Bubble возглавило международный рейтинг: «Майор Гром» попал в топ-10 как минимум в 50 странах.
Артем Габрелянов философски относится к провалу первого фильма, говоря, что успех в обоих форматах не подстегнул бы рост его компании, потому что такой крах заставил команду работать еще усерднее.
Легко потерять голову, когда фильм имеет успех, потому что это заставляет тебя думать, что все, что ты делаешь после этого, будет легко повторить». Однако этот кассовый провал не позволил нашему эго взлететь в стратосферу».
Трудное детство Майора Грома
В результате второй фильм о Громе будет доступен только на стриминговой платформе, но на российской — «Кинопоиске», партнере «Яндекса». Габрелянов смотрит на это положительно, потому что считает, что в прокате слишком много подводных камней, особенно потому, что невозможно предсказать, станет фильм хитом или нет. К Новому году «Кинопоиск» попросил Bubble Studios снять короткометражный эксклюзивный фильм о Громе, однако он перерос в полнометражное кино.
Цель студии при создании второго фильма — превзойти ожидания зрителей. Но в то же время студия очень переживает, что может их подвести. В отличие от «Чумного доктора», в котором много экшена, «Трудное детство» довольно медленное, в нем нет действия, а вместо этого он пытается раскрыть личность майора Грома и показать условия, в которых он рос.
Это не продолжение «Майора Грома», — говорит Габрелянов. «Здесь не будет ни сильных эмоций, ни экшена. Сравнивать эти два фильма — все равно что сравнивать спринтера с бегуном на длинные дистанции или бокс с балетом. Это просто разный формат».
Как комиксы появились в России и развивается эта индустрия сейчас
В императорской России, а затем и в СССР существовала особая культура сатирической карикатуры, во многом схожая с комиксами. Однако советские художники стали тяготеть к ней, считая ее «вредным западным влиянием». Со временем остались только иллюстрированные рассказы для детей, которые, например, публиковались в популярном детском журнале «Мурзилка». Подписаться на него можно было только через почту. В итоге россияне массово стали воспринимать комиксы как жанр детской литературы. Только в начале 2010-х ситуация начала меняться.
В 2011 году, в год основания Bubble Comics, в Москве открылся первый офлайн-магазин комиксов «Чук и Гик». И по сей день он сохраняет свои лидирующие позиции, а по всей стране появляются другие магазины комиксов. Кроме того, он продает комиксы Marvel и DC, а также работы российских художников на самых разных онлайн-платформах и даже заказывает их напрямую у авторов через социальные сети.
Никита Карпов в Перми вспоминает, что в значительной степени в период своего становления российская индустрия комиксов изначально была «фанатской», то есть фанаты создавали собственные издательства, работая исключительно ради идеи. Они стремились к экспериментам, и их главной целью было развитие индустрии комиксов в России. Однако сейчас культура комиксов во многом стала корпоративной.
Большинство мелких проектов курирует крупное издательство «Эксмо», у которого больше финансовых возможностей, но меньше свободы для экспериментов», — объясняет Карпов. Отдельно интересную модель использует издательство Alpaka. «Это, казалось бы, беспроигрышная формула, поскольку они могут наживаться на известных авторах и персонажах, что привлекает больше внимания и повышает продажи, но при этом сюжеты комиксов достаточно предсказуемы и мейнстримны», — рассказывает Карпов.
По словам Карпова, российским комиксам по-прежнему не хватает супергеройских историй и элементов научной фантастики, которая наиболее популярна во всем мире. «По сути, это делает только Bubble, а если другие издательства и пытаются создавать своих супергероев, то в основном придумывают на них пародии или высмеивают их», — добавил он.
Кроме того, в отличие от Bubble, ни одно из них не способно выпускать новые комиксы ежемесячно, поскольку это слишком дорого для финансирования. Большинство издательств выпускают отдельные книги в твердой обложке и не утруждают себя выпуском периодических изданий.
Никита также отмечает, что читатели стали гораздо разборчивее: раньше они покупали все, что продается в магазине, а теперь тщательно выбирают, что купить. И последнее, но не менее важное: другим издательствам не хватает хороших писателей — все они уже работают на Bubble.
Так что ни Артем Габрелянов, ни Никита Карпов, ни фанаты Майора Грома не видят реальных конкурентов Bubble в России в ближайшем будущем. Как ни странно, Габрелянова это не радует: «К сожалению, я не могу сказать, что кто-то приблизился к нам по количеству историй или по размеру аудитории. Мне нравится конкурировать, бороться за долю рынка и качество. И поэтому меня очень демотивирует, когда не на кого равняться и не за кем гнаться».